Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Клавдий Птолемей :: КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ - Альмагест ИЛИ Математическое сочинение в тринадцати книгах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-
 
   
    Содержание «Альмагеста» служит предметом историко-научного исследования на
протяжении уже около двух столетий. За это время учеными разного профиля
(филологами, историками науки, астрономами) получено много важных результатов,
затрагивающих буквально каждую строку в этом произведении. В комментариях мы
стремились отразить их в наиболее полном виде, уделяя особое внимание
современным исследованиям. Комментарии носят в основном историко-астро-
номический характер.
По своему содержанию их можно классифицировать следующим образом:
   1)	астрономические теории, концепции и методы, развитые Птолемеем, их
предыстория и дальнейшая судьба;
    2)	астрономические параметры движений светил, методы их определения, оценка
их точности;
3) сложные геометрические построения, доказательства и методы вычислений;
4) проверка вычислений Птолемея, ошибки вычислений;
    5)	структура астрономических и математических таблиц и методы их использо-
вания;
    6)	примеры вычислений важнейших астрономических величин и параметров
согласно методике Птолемея;
7) астрономические наблюдения, анализ их точности и достоверности;
8) астрономические инструменты, методика наблюдений;
9) используемая астрономическая терминология.
    В рукописи перевода «Альмагеста», хранящейся в архиве Института истории
естествознания и техники РАН, содержится несколько кратких примечаний,
принадлежащих автору перевода И.Н.Веселовскому. Мы включили их в это издание,
снабдив соответствующими пометками. Более подробные примечания И.Н.Веселов-
ского к тексту «Альмагеста» не обнаружены.
    При работе над комментариями мы опирались главным образом на исследования
О.Нейгебаура [НАМА] и О.Педерсена [SA], наиболее авторитетные среди историков
астрономии. Принятая в настоящем издании система обозначений астрономических
величин соответствует НАМА. Часть комментариев заимствована из издания перевода
«Альмагеста» Дж.Тумера со ссылкой [РА]. В комментариях приводятся также
результаты многочисленных исследований других историков астрономии, посвящен-
ных различным аспектам астрономии Птолемея. Библиография отражает современный
уровень подобных исследований. Нумерация рисунков в комментариях отличается
от нумерации рисунков в тексте перевода. Например, рис.б-Е означает, что речь
идет о рисунке Е в комментариях к книге VI. При ссылках на комментарии
указывается номер книги и номер комментария. Если указан только номер
комментария, то это означает, что он относится к той же книге. При ссылке на
текст «Альмагеста» обычно указывается номер книги (римская цифра), номер главы
в книге (арабская цифра), страница настоящего издания, или, если речь идет о
греческом тексте, — номер тома, страница и строка в издании И.Гейберга.

© Г.Е.Куртик, М.М.Рожанская, Г.П.Матвиевская, 1998

КНИГА ПЕРВАЯ
    1. Во введении, которое Птолемей предпосылает книге I «Альмагеста», излага-
ются философские и методологические принципы, лежащие в основе его астро-
номической системы. Птолемей определяет место математической астрономии в
системе наук. В своих философских рассуждениях и построениях он опирается на
философию Аристотеля. Следуя ей, Птолемей приводит и «классификацию наук»,
в основе которой — философия, подразделяемая на теоретическую и практическую.
Теоретическая философия в свою очередь подразделяется на теологию, физику и
математику. Именно математика, согласно Птолемею, «дает прочное и надежное
знание». Поэтому применение математических методов (арифметического и гео-
метрического) составляет надежную опору остальных двух разделов теоретической
философии. Это философское введение подробно рассмотрено Ф.Боллем [Boll, 1894,
S.68 и сл.] и О.Педерсеном [SA, р.26-32].
    2. Посвящение «Сиру» (Хйрос,) встречается в нескольких сочинениях Птолемея
(с.431). До сих пор, однако, не удалось установить, о ком конкретно идет речь.
Сир — имя, достаточно распространенное в Египте эпохи позднего эллинизма и
Римской империи [Тоотег, 1975, р.187; Boll, 1894, р.67].
    3.	Это не вполне ясное место Дж.Тумер переводит иначе: «Даже если
практическая философия, прежде чем она становится практической, оказывается
теоретической» (Even if practical philosophy, before it is practical, turns out 
to be
theoretical). По мнению Дж.Тумера, Птолемей здесь хочет сказать, что началу
практической деятельности должны предшествовать какие-то теоретические пред-
ставления, даже если они носят интуитивный характер [РА, р.35, п.6].
4.	Аристотель. Метафизика, VI, 1, 1026а 18-33.
    5. «Эфирный» (ш0Ер<в5г|с,). Понятие эфира как отдельного «элемента» ввел
Аристотель. До него философы отождествляли эфир то с воздухом (Эмпедокл), то
с огнем (Анаксагор). Аристотель видит в нем универсальный «элемент» высшего,
«надлунного» мира, тончайший и однородный, т.е. состоящий из мельчайших
однородных частиц (буквально «подобочастный») и в силу этого обладающий
принципиально иными свойствами, чем четыре элемента «подлунного» мира: земля,
вода, воздух и огонь. Согласно Аристотелю, эфир — особый вид материи: вечный,
не возникающий и не исчезающий, в отличие от четырех элементов «подлунного»
мира, подверженных возникновению и гибели, поскольку они могут переходить друг
в друга, а также претерпевать изменения в своем движении. Эфир же — категория
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-