|
невидимы в течение соответственно большего времени. При помощи только
таких наблюдений они получили начало вышеупомянутых представлений,
а затем, при последовательном развитии теории, в соответствии с этим
было объяснено и все остальное, так как все наблюдения полностью
исключали несогласие с этими представлениями.
Действительно, если предположить, что движение светил совершается
о
по прямым линиям в бесконечность, как думали некоторые , то какой
можно было бы выдумать способ, который позволил бы наблюдать каждое
из этих светил ежедневно движущимся из одной и той же начальной точки?
Каким образом смогли бы возвращаться назад устремляющиеся в бесконеч-
ность светила? И каким образом мы могли бы не заметить их возвращения?
И как они могли бы исчезать, не уменьшая понемножку своей величины?
В действительности мы видим противоположное: что они при исчезновении
загораживаются, как бы обрезаемые поверхностью Земли.
Точно так же совсем нелепо было бы думать, что светила зажигаются,
выходя из Земли, а затем гаснут, погружаясь в нее9. Разве можно допустить,
чтобы стройный порядок в величинах и количествах светил, в их
расстояниях, положениях и временах движения соблюдался совершенно
случайно и что такая-то часть Земли имеет зажигательную природу, а
такая-то гасительную? Более того, чтобы одно и то же светило для одних
зажигалось, а для других гасилось или что одни и те же светила для одних
уже оказываются зажженными или погаснувшими, а для других еще нет?
Наконец, говорю я, если бы кто-нибудь и согласился со всем этим, каким
бы смешным оно ни казалось, то что мы должны были бы сказать о вечно
видимых светилах, которые не восходят и не заходят? И по какой причине
зажигающиеся и гаснущие светила везде и всегда восходят и заходят, а не
претерпевающие этого везде и всегда находятся над Землей? Ведь не могут
же одни и те же светила для одних людей всегда зажигаться и гаснуть,
а для других никогда не испытывать ничего подобного, поскольку совершенно
очевидно установлено, что одни и те же светила для одних восходят и
заходят, а для других не совершают ни того, ни другого.
Одним словом, если предположить для небесного движения какую-нибудь
другую форму, отличную от сферической, то необходимо оказалось бы, что
расстояния от Земли до светил в различных частях видимого неба были
бы неравными, где бы и в каком положении она ни предполагалась
[находящейся]. В таком случае необходимо ожидать, что величины и
взаимные расстояния светил окажутся неравными для одних и тех же
наблюдателей во время каждого обращения, и то же самое расстояние
иногда становилось бы большим или меньшим, чего в действительности не
наблюдается. В самом деле, если у горизонта светила кажутся нам
имеющими несколько большую величину, то это происходит не вследствие
уменьшения расстояния, но вследствие того, что между нашим глазом и
светилом становятся испарения от окружающей Землю влаги, так же, как
кажутся нам большими помещенные в воду предметы, и притом тем больше,
чем ниже они погружены10.
К представлению о сферичности приводит нас и то, что ни при каком
другом предположении, кроме одного только этого, не могли бы соответст-
вовать друг другу устроенные для измерения времени приборы. Точно так
же, поскольку движение небесных тел не встречает никаких препятствий
и происходит легче всех других движений, ему должна быть свойственна
и наиболее удобоподвижная форма; для плоских фигур это круговое
движение, а для пространственных — сферическое. Равным образом [это
происходит] и по той причине, что из различных фигур, имеющих один
и тот же периметр, большей будет содержащая большее число углов, так
что из плоских фигур наибольшей оказывается круг, а из пространствен-
ных — сфера11. Небо же больше всех других тел.
Кроме этого к принятию указанного предположения побуждают и
некоторые физические соображения. Из всех веществ тончайшим и
однороднейшим12 является эфир, а у однородных тел должны быть
однородными также граничные поверхности; для плоских фигур однородными
будут только круговые границы, а для телесных — сферические. Поскольку
же эфир представляет собой не плоскую фигуру, но тело, то ему только
и остается быть сферическим. Равным образом все расположенные на Земле
и преходящие тела природа сформировала из фигур, имеющих круглую
форму, но состоящих из неоднородных частей, а все эфирные и
божественные — из однородных и сферических. Так что если бы светила
были плоскими и дисковидными, то в различных местах Земли в одно и
то же время они не казались бы всем наблюдателям имеющими круговую
фигуру. Вследствие этого вполне разумно считать, что окружающий их
эфир, имеющий подобную же природу, тоже сферичен и вследствие
однородности своих частей совершает круговое и равномерное движение.
4. О том, что Земля в целом имеет вид сферы
13
Что и Земля, взятая в целом , имеет вид сферы, лучше всего можно
понять из следующего. Солнце, Луна и остальные светила не будут
восходящими или заходящими в одно и то же время для всех находящихся
|
|