Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Клавдий Птолемей :: КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ - Альмагест ИЛИ Математическое сочинение в тринадцати книгах
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-
 
Г.Е.Куртика), книги IV—XIII — Г.Е.Куртиком. В примечаниях к главе 10
книги I использованы материалы, представленные Г.П.Матвиевской. Текст
перевода книг VII—VIII отредактирован М.Ю.Шевченко. Список литературы,
предметно-именной указатель, список обозначений составлены Г.Е.Куртиком.
   Благодарим дирекцию Института истории естествознания и техники РАН,
ученых секретарей института И.С.Дровенникова и О.А.Соколову за
всестороннюю помощь при подготовке настоящего издания. Приносим также
искреннюю благодарность В.С.Кирсанову за помощь в приобретении
важнейших материалов, касающихся зарубежных изданий «Альмагеста».
Выражаем особую признательность В.А.Бронштэну за внимательное проч-
тение рукописи комментариев и сделанные замечания.
   Благодарим коллектив сотрудников Издательской фирмы «Физико-мате-
матическая литература», без самоотверженных усилий которых настоящее
издание не могло бы увидеть свет.
Г.Е.Куртик

Книга I

1. Введение1
Мне кажется, о Сир , что истинные философы поступили очень хорошо,
отделив теоретическую часть философии от практической. Действительно,
„з
если даже ранее практическая часть соединялась с теоретической , то тем
не менее между ними можно обнаружить большое различие. Во-первых,
хотя некоторые моральные добродетели могут оказаться присущими многим
людям, не получившим образования, но исследование Вселенной невозможно
без предварительного обучения. Во-вторых, у первых наибольший выигрыш
получается за счет непрерывной практической деятельности, а у других —
5	в продвижении теоретических исследований. Поэтому мы считаем необ-
ходимым, с одной стороны, держать наши действия в строгой мере под
управлением наших умственных представлений, чтобы во всех жизненных
ситуациях сохранять прекрасный и хорошо устроенный идеал, а с другой —
употребить все силы главным образом для изучения многих и прекрасных
теорий и прежде всего принадлежащих к той области знания, которую
называют математикой в узком смысле этого слова.
Теоретическую часть философии Аристотель очень удачно делит на три
основных вида: физику, математику и теологию4. Действительно, все
существующее имеет свое бытие в материи, форме и движении. Каждое из
этих начал мы не можем созерцать само по себе — отдельно и независимо
от других. Их можно только мыслить. Если выделить в простейшей форме
первопричину первого движения Вселенной, то это был бы незримый и
неизменный Бог. Исследующий его раздел [теоретической философии] —
теология — занимается силой, расположенной в высочайших частях этого
мира, и ее мы можем постигнуть только умом как совершенно отделенную
от всего, могущего быть воспринятым чувствами. Раздел [теоретической
философии], исследующий материальную и вечно изменяющуюся качест-
венность в виде белизны, теплоты, сладости, мягкости и тому подобного,
называется физикой, и предмет ее имеет свое бытие главным образом в
том, что подвержено тлению и находится ниже лунной сферы. Наконец,
6	вид знания, выясняющий формы и движения качественности, а именно
фигуры, количества, размеры, а также место, время и тому подобное, что
нам надлежит исследовать, можно определить как математический. К нему
относится то, что имеет бытие, он занимает, так сказать, среднее положение
между двумя приведенными выше, во-первых, потому что его объекты
можно мыслить и при помощи чувственных восприятий, и вне их, во-вторых,
также и потому, что это вообще свойственно всем существам — как
смертным, так и бессмертным. У непрерывно изменяющихся существ оно

6

1.1. Введение


меняется вместе с неотделимой от них формой, у вечных и имеющих
эфирную5 природу оно сохраняет неподвижную и неизменную форму.
    Рассуждая таким образом, можно сказать, что два другие раздела
теоретической философии скорее можно назвать как бы гаданием, а не
научным познанием; теологическую — потому что она трактует о вещах
невидимых и не могущих быть воспринятыми, физическую же — вследствие
неустойчивости и неясности материальных форм; вследствие этого нельзя
даже надеяться, что относительно этих предметов можно будет добиться
согласия между философами. Одна только математическая часть, если
подходить серьезно к ее исследованию, доставляет занимающимся ею
прочное и надежное знание, ибо она дает доказательства, идя двумя путями,
с которых невозможно сбиться: арифметическим и геометрическим. Поэтому
мы предпочли заниматься по возможности этим разделом теоретической
философии и, главным образом, той ее частью, которая рассуждает о
божественных и небесных предметах. Ибо только она одна занимается
исследованием вечных и неизменных предметов. По этой причине, являясь ^
по существу вполне ясной и упорядоченной (а в этом заключается основной
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 654
 <<-