|
ма первенства в
использовании астрологических альманахов в противостоянии короля и парламента,
пожалуй, принадлежит Джорджу Вартону, ставшему лидером роялистских астрологов.
Первый его альманах вышел в 1641 году и сразу выделился среди остальных
астрологических прогностиков своей решительной роялистской позицией. Вартон был
личностью яркой и талантливой, именно он был первым наставником в алхимии и
астрологии легендарного Элиаса Эшмола.
Парламент отрядил на борьбу с Вартоном своего астролога Джона Букера,
который происходил из добропорядочной семьи, с юности очень хорошо знал латынь;
говорили, что он был рожден быть астрологом, поскольку с самого раннего детства
его любимым чтением были астрологические альманахи. Букер круто взялся за дело.
В своем альманахе на 1643 год оп предсказал зловещие времена для «человека трех
букв», которые интерпретировал как rex – король. Вартон незамедлительно ответил,
заявив, что человек трех букв – это скорее Пим, лидер парламента. Пим
действительно умер в декабре 1643, что, кстати, было предсказано Лилли,
которого просили дать суждение о болезни Пима (эту карту Лилли привел в своем
альманахе «Английский профетический Мерлин», вышедшем в 1644). На следующий год
уже Букер разгромил альманах Вартона. Вартон ответил «предостережением всем,
кто имел несчастье быть обманутым великим мошенником сего бунтарского века,
Джоном Букером». Букер ответил Вартону, пытавшемуся «оскорбить парламент, а в
его лице и все королевство, религию, закон и свободу» в весьма нелицеприятной
манере.
В 1644 Лилли выпустил свой первый альманах «Merlinus Anglicus Junior» и
получил на следующий год отповедь Вартона.
Тем не менее, несмотря на естественное охлаждение, проявившееся в
отношениях полемизирующих сторон, видимо, сохранялось чувство корпоративной
солидарности. Когда после победы парламента Джордж Вартон оказался в тюрьме и
был приговорен к повешению, парламентские астрологи смогли добиться его
помилования. В свою очередь и Вартон не остался у них в долгу, когда после
Реставрации им понадобилась его помощь.
Следует отметить, что несмотря на популярность и востребованность
астрологии в Англии тех лет было бы неверным считать, что жизнь астрологов была
безоблачна. При обострении межконфессиональной борьбы и повышенном интересе
народа к вопросам религии, астрология часто становилась яблоком раздора для
разных партий. В печати и в приемных высокопоставленных лиц велась ожесточенная
борьба между сторонниками и противниками астрологии. Причем в этом случае линия
фронта пролегала не между роялистами и сторонниками парламента, но внутри
пропарламентских сил. Если индепенданты относились к астрологии терпимо, то
пресвитериане, которые мечтали ввести в стране жесткую религиозную диктатуру, –
стали ее главными врагами. Лилли, как одному из самых известных астрологов,
приходилось участвовать и в этих битвах. Его альманахи тех лет, как правило,
начинаются с обоснования законности астрологии, и ее согласия со Священным
Писанием. Пресвитериане были весьма грозным, могущественным и опасным
противником. Пока лидеры других фракций вели войну и занимались борьбой друг с
другом, пресвитериане сумели подчинить себе Лондон и стали безраздельно
господствовать в Парламенте вплоть до 1653 года, когда лидер индепендантов,
чрезвычайно популярный в армии командующий Оливер Кромвель разгромил
пресвитерианский Парламент.
Лилли был достаточно плодовитым автором, его труды были популярны и
издавались огромными тиражами. Прежде всего, это были ежегодные альманахи с
прогнозами – прабабушки современных новогодних брошюрок. Кроме того, были
альманахи более серьезного, с астрологической точки зрения, содержания, которые
посвящались тем или иным астрологическим событиям – соединениям планет,
затмениям и т.д. Еще один популярный и традиционный астрологический жанр –
альманахи–сборники пророчеств, которые содержали пророчества исторических и
легендарных лиц, откровения и видения, иногда снабженные комментариями и
попытками истолкования.
Лилли выпустил легендарные и весьма популярные пророчества Мерлина,
пророчества Белого Короля, а также коллекцию «древних и современных пророчеств».
Но, конечно же, больше всего Лилли известен, как автор «Христианской
Астрологии» – одного из самых значительных астрологических произведений XVII
века. Она стала первым столь объемным астрологическим трактатом англичанина на
своем родном языке. Причины, побудившие его взяться за этот труд, Лилли
объяснял так:
«В год 1646, после глубоких размышлений и многих просьб, я начал работать
над «Введением в астрологию», которого весьма не доставало и которого
по–настоящему желали многие достойные люди. Было и еще кое-что весьма
содействующее и ускоряющее – злобный лай пресвитерианских священников, в своих
еженедельных проповедях осыпавших бранью наставников в искусстве астрологии и,
в частности, мое имя.
Во-вторых, я полагал возложенной на меня обязанностью убедить все
королевство в законности его, представив ясный и простой метод для всякого,
даже со слабыми способностями, изучения искусства и наставления самого себя без
какого либо мастера, кроме моего «Введения», через что, когда многие уразумеют
это, у меня было бы больше помощников и соратников, чтобы дать отпор всем и
всякому гонителю.
В-третьих, я нашел это своевременным, поскольку военные были целиком за и
многие из партии индепендантов, и у меня было много достойных людей в Палате
общин, верных друзей, не любящих пресвитериан, которые имели возможность
защитить искусство. Ибо если бы партия пресвитериан одержала верх, поскольку
они мечтали не о меньшем, как чтобы быть господами всего, я знаю, они бы
захотели, чтобы мое перо умолкло, а «Введение» было бы предано забвению.
|
|