|
ыми частями, подкладывая под них правую руку.
Недаром у римлян позже эти части назывались verenda, от слова
vere - "истинно".
Тот же Овен, то есть козел или баран, древний символ стихии
огня, был символом искупительной, очищающей жертвы. Отсюда "козел
отпущения" у древних евреев - черный козел, на которого возлагались
все грехи народа, после чего его изгоняли в пустыню, посвящая демону
Азазелу. И огромное количество козлорогих, козлоногих и вообще
козлоподобных божеств: Козел-рыба Эа, бог мудрости у вавилонян,
златорунный баран у греков и т.п.
Марс-воин сменил Марса-земледельца, ведь металл Марса - железо.
К 1500 г. до н.э. у большинства народов уже было в ходу железо.
Земледельцам эры Тельца не стало спокойного житья. Мирные мужские
боги плодородия вместо фаллоса начали потрясать копьем. Мужской
(янский) бог плодородия превратился в бога войны, "олицетворение
свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий"
(Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост. А.А.
Нейхардт. М., "Правда", 1987). Так к образу мужчины, первоначально
чистому символу силы ян, прибавились понятия насилия и войны, что, к
сожалению, надолго определило сознание и самосознание индивида и
общества.
Классический пример - греческий Арес, он же римский Марс
(Мавор). Первоначально - бог плодородия и мужской силы, в век
железа он стал жестоким божеством, требующим крови. Перед
началом войны, особенно с превосходящим противником, богу войны
приносили жертвы, и нередко человеческие.
У немецкого поэта Людвига Уланда есть стихотворение Ver
Sacrum, "Весна священная" (написанное, кстати, ровно 165 лет
назад, в ноябре 1829 года):
Все, что досель хранила наша рига,
Пожертвуем священному огню:
Не знать тельцу ярма, ягненку - стрига,
И не ходить оседланну коню!
Уланд описывает известную римскую легенду о том, как жители
города Лавиния, осажденного этрусками, решили принести в жертву
Марсу лучших юношей и девушек, спасло которых лишь чудо: копье,
воткнутое в землю, загорелось, и жертва была отложена (увы, не
отменена. См.: Уланд Л. Стихотворения. М., "Худ. лит.", 1988).
Но самое плохое было даже не это. Марс в Овне, "в своем доме",
означает не только агрессивность и не знающий границ эгоизм, но и
вероломство, обман, подлость. Того, кто тебе мешает, надо убить, если
он слабее. Если он сильнее - надо его обмануть, чтобы он не убил
тебя.
Чтобы не ходить далеко за примерами, вспомним "отца
народов" Авраама, дважды выдававшего свою жену Сарру за
сестру, в надежде, что чужеземный царь "возьмет" ее и будет
благоволить к нему (Быт. 12:13, 20:2), или историю Юдифи,
убившей спящего Олоферна. Не говоря уже о "праведном царе
Давиде", в молодости промышлявшем разбоем и не брезговавшим
никакими средствами, чтобы укрепить свое царство (Кн. Царств 1,
2).
Таких примеров можно привести множество, причем не только из
Библии. Индийские, греческие, китайские боги показывают прямо-таки
чудеса хитрости и вероломства.
Эта примитивная логика возобладала в человеческом сознании
настолько, что к концу эры Овна (под влиянием наступающей эры Рыб) во
в с е х священных книгах и законах появляется заповедь "Не убий". А
также другие заповеди, имевшие целью положить конец крайностям
архетипа Марса: "не укради", "не лги", "не прелюбодействуй"...
(десять заповедей Библии, пять заповедей йоги и буддизма, табу
африканских и американских протоцивилизаций и т.п.). "Человек,
совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель,
вор и ударивший палкой" (Законы Ману, гл. VIII. Пер. С.Д.
Эльмановича. М., 1992).
Еще одним следствием марсианского характера эры Овна было
возникновение представления о линейном или "осевом" времени, как его
называют некоторые современные исследователи. Закругленность,
цикличность архетипа Венеры, предполагающего вечное чередование
пространственно-временных фаз сменяется (прямо)линейностью,
поступательностью архетипа Марса
|
|