|
ь прогресса, чем стремиться к идеалу, избранному другими, но
для нас недостижимому. Например, если взять маленького ребенка и поставить
перед ним задачу — прошагать двадцать миль, то малыш либо не выдержит, либо —
один на тысячу — приползет к концу пути полумертвым от усталости. А мы именно
это и пытаемся проделать. В любом обществе люди различаются по уму,
способностям, энергии, с которой они действуют, поэтому они и будут стремиться
к разным идеалам, и мы не вправе насмехаться ни над одним. Пусть каждый
приложит все силы к достижению собственного идеала. Не справедливо судить меня
по вашей мерке, а вас — по моей. Нельзя от яблони требовать того же, что от
дуба, а от дуба — того, что от яблони. О яблоне и судить надо по яблоневой
мерке, о дубе — по его собственной.
Единство в разнообразии — закон мироздания. Как бы ни отличался один человек от
другого, в конечном счете все люди едины в своей основе. Различия в характерах
отдельных людей или различия между разными типами людей — это естественные
варианты. Значит, и судить мы их не можем по единой мерке, как и ожидать, что
все будут стремиться к единому идеалу. Это создало бы противоестественную
напряженность, в результате которой человек начинает ненавидеть себя и
становится менее религиозным и добрым. Наш долг заключается в том, чтобы
каждого человека поощрять в его борьбе за наибольшее приближение к его
собственному идеалу, стараясь в то же время приблизить его идеал к истине.
Индусская система моральных ценностей с древнейших времен строилась как раз на
этом — в священных книгах и трактатах по этике излагаются различные правила
поведения для различных групп людей:4 для семьянина, для саньяси (человека,
отрекшегося от мира), для того, кто познает жизнь.
В соответствии с индусскими священными книгами каждый человек на протяжении
своей жизни, помимо общечеловеческих обязанностей, выполняет и специфические
обязанности, долг. Индус начинает жизнь с обучения, приобретения знания, затем
он обзаводится семьей, к старости он удаляется от дел и, наконец, отрекается от
мира, становится саньяси. Для каждой из этих стадий характерны свои обязанности.
По сути, ни одна из стадий не выше остальных. Жизнь в семье столь же
благородна, как жизнь того, кто принял обет безбрачия, посвятив себя
религиозной деятельности. Мусорщик на улице так же велик и славен, как царь на
троне. Пусть последний сойдет со ступеней трона и возьмется за уборку улиц —
надо еще посмотреть, как он справится. Возведите мусорщика на трон, и посмотрим,
как он будет править. Бесполезно говорить, будто человек вне мирской суеты
выше того, кто живет в миру,— гораздо труднее жить в миру и чтить Бога, чем
отречься от мира и вести свободный и легкий образ жизни. С течением времени
четыре стадии человеческой жизни свелись в Индии к двум — жизни семьянина и
жизни монаха. Один женится и выполняет обязанности гражданина, долг другого —
посвятить всего себя религии, молиться и почитать Бога. Я приведу вам отрывок
из «Маха-Нирвана-Тантры»5 с тем, чтобы вы получили представление о том, как
трудно быть семьянином и в совершенстве выполнять его обязанности:
«Семьянину надлежит быть преданным Богу, познание Бога должно быть целью его
жизни. Однако ему надлежит и неустанно трудиться, выполняя все свои обязанности,
плоды же его трудов должны принадлежать Богу.
Нет ничего труднее, чем работать, не думая о результатах, помогать людям и
никогда не вспоминать, что они должны быть благодарны тебе, совершать добрые
дела и не заботиться о том, принесут ли они тебе доброе имя или ничего не дадут.
Даже самый большой трус становится храбрецом, когда мир восторгается им.
Глупец способен на героизм, когда чувствует одобрение окружающих, но постоянно
делать добро, не ожидая ничьего одобрения,— это поистине самая большая жертва,
на какую способен человек, первейшая обязанность семьянина — зарабатывать на
жизнь, но он не может при этом лгать, обманывать, грабить других и обязан
помнить, что смысл его жизни в служении Богу и бедным.
Зная, что мать и отец есть зримые воплощения Бога, семьянин обязан всегда и
всячески угождать им. Если человеком довольны его мать и его отец, Бог доволен
им. Доброе дитя никогда не скажет резкого слова родителям.
В присутствии родителей не должно шутить, выказывать нетерпение, проявлять
дурное настроение или характер. При появлении матери или отца следует
поклониться и ожидать стоя, пока они не сядут и не попросят сесть.
Семьянин совершит грех, если, имея пищу, питье и одежду, не удостоверится
прежде всего, есть ли они у его матери и отца, у его детей и жены, у бедных.
Мать и отец дали ему его тело, поэтому семьянин не должен щадить сил, чтобы
отплатить им за него.
И он должен помнить о долге по отношению к жене. Муж должен не бранить жену, но
относиться к ней так, как если бы она была его матерью. Какие бы беды или
трудности ни осаждали его, он никогда не должен сердиться на жену.
В мрачный ад попадет тот, кто думает о другой женщине, кроме своей жены, если
даже только в мыслях коснется он ее.
Семьянин никогда не должен употреблять при женщинах бранные слова и никогда не
должен хвалиться своей силой. Не должно ему говорить: я сделал то, я сделал
другое.
Семьянин должен угождать своей жене деньгами, одеждой, любовью, верой и словами,
сладкими, как нектар, никогда не должен делать ничего, что огорчает ее.
Семьянин, который добился любви благонравной жены, преуспел и в вере своей, и в
добродетели».
Затем следуют обязанности семьянина по отношению к детям:
«Он должен с любовью воспитывать сына до четырех лет; должен обучать его до
шестнадцати лет. Когда исполнится сыну двадцать, он должен начать работать,
отец же должен тепло относиться к нему, как к равному. Так же должна
воспитываться и дочь, обучать которую следует с великим тщанием. Когда же будет
она выходить замуж, отец должен одар
|
|