|
ть ее драгоценностями и богатством.
Семьянин обязан заботиться и о своих братьях и сестрах, а также о детях своих
братьев и сестер, если они бедны; он обязан заботиться и о других родственниках,
о друзьях и о слугах. Есть у него обязанности и по отношению к односельчанам,
к беднякам и к любому, кто попросит у него помощи. Если семьянин зажиточен, но
живет, не заботясь о близких и бедных, он не может считаться человеком, ибо
живет, как животное.
Следует избегать излишеств в пище, в одежде, в уходе за телом и волосами.
Семьянин должен быть чист сердцем, опрятен телесно, постоянно активен и готов к
работе.
Он должен быть героем по отношению к своим врагам. Им он обязан оказывать
сопротивление — таков долг семьянина. Он не может обливаться слезами, забившись
в дальний угол, и болтать глупости о непротивлении. Если он не проявит героизма
в борьбе против врагов, он не выполнит свой долг. По отношению же к
родственникам и друзьям он обязан быть кротким, как агнец.
Долг семьянина — не склоняться перед дурными людьми, ибо, склоняясь перед
такими людьми, он споспешествует злу; и будет ошибкой с его стороны, если он не
обратит внимания на людей, заслуживающих его уважение, на добрых. Семьянину не
следует проявлять неразборчивость в установлении дружеских связей, заводить
друзей повсюду; он должен сначала понаблюдать за поступками тех, с кем желал бы
подружиться, посмотреть, как они ведут себя с другими, и, только все хорошенько
обдумав, вступать с ними в дружбу.
Есть три вещи, о которых семьянин не должен говорить: он не должен прилюдно
упоминать свою известность, не должен распространять истории о своей
влиятельности и силе, не должен рассказывать о своем богатстве, а также о том,
о чем ему сообщили доверительно.
Человек не должен говорить, что он беден, как не должен говорить, что богат,—
не нужно хвастаться богатством. Человек должен полагаться на самого себя — в
этом его религиозный долг, а не просто житейская мудрость, и если он не следует
своему долгу, то может быть сочтен безнравственным.
Семьянин — основа и опора общества. Он главный его кормилец. Бедные, слабые,
дети и женщины, которые не работают,— все живут от его трудов, поэтому и есть у
него обязанности. Эти обязанности должны придавать ему силу для их выполнения,
чтобы он не думал, будто делает работу, не соответствующую его идеалу. А потому
если проявит он слабость или допустит ошибку, то не должен говорить об этом
прилюдно, как не должен он говорить о своих делах, если знает, что не преуспел
в них. Такого рода покаяние не только никому не нужно, оно и самого человека
лишает уверенности в себе и мешает выполнению им долга. В то же время семьянин
обязан прилагать все силы для умножения прежде всего знания жизни, а затем и
богатства. Это его долг, и если он его не выполняет — он никто. Семьянин ведет
себя безнравственно, если не трудится, а хочет разбогатеть. Он безнравственен,
если ленится и стремится к безделью. Ведь сотни других зависят от него, и, если
он разбогатеет, они получат необходимую им поддержку.
Не будь в этом городе сотен людей, которые стремились разбогатеть и разбогатели,
что сталось бы с цивилизацией, с приютами для бедных, с нарядными дворцами?
В этом случае нет ничего плохого в стремлении к богатству, ибо это богатство
предназначено для распределения, а семьянин есть центральная фигура жизни и
общества. Это его форма служения Богу — зарабатывать деньги и праведно
расходовать их, ибо семьянин, старающийся разбогатеть достойными средствами и
во имя достойной цели, практически так же освобождает свою душу, как отшельник,
который произносит молитвы в своей келье. Мы видим здесь лишь различные стороны
одного и того же: самоотречения и жертвенности из любви к Богу и всему, что ему
принадлежит.
Конечно, семьянин должен заботиться и о своем добром имени. Он должен не играть
в азартные игры, не бывать в обществе дурных людей, не говорить неправду и не
причинять неприятностей окружающим.
Нередко бывает, что человек затевает дела, которые не в силах завершить, и,
чтобы все-таки добиться своего, прибегает к обману. В любом деле нужно
учитывать и фактор времени: то, что заканчивается неудачей в один отрезок
времени, вполне может привести к успеху позднее.
Семьянин должен говорить правду и говорить мягко, выбирая слова, которые
приятны людям и выражают доброе к ним отношение. И никогда не следует обсуждать
дела других.
Семьянин, копая пруды, сажая деревья по обочинам дорог, строя жилища для людей
и для животных, прокладывая дороги и возводя мосты, движется к той же цели, что
и самый великий Йог».
Это — одна часть доктрины карма-йоги: деятельность и обязанности семьянина.
Далее там говорится еще, что, «если семьянин падет на поле боя, защищая свою
страну или веру, он достигнет той же цели, какой достигает йог медитацией»6,
иными словами: то, что есть долг для одного, для другого не является долгом, и
это не означает, будто один долг может быть выше другого. Всякому долгу свое
место, и каждый из нас должен выполнять свой — в зависимости от обстоятельств.
Однако из всего этого вытекает еще одна идея — осуждение всякого рода слабостей.
Эта особая идея нашего учения очень дорога мне, будь то в философии, в религии
или в работе. Читая Веды7, вы обнаружите, как часто употребляется в них слово
«бесстрашие». Не страшитесь ничего. Страх — признак слабости. Человек обязан
выполнять свои обязанности, не обращая внимания на презрение или насмешки мира.
Если человек уходит от мира, чтобы проводить время в молитве, он не должен
думать, будто те, кто живет в миру и трудится на благо мира, не заняты той же
молитвой. Равным образом живущие в миру с женой и детьми не должны считать
удалившихся от мира ничтожными бродягами. Всякий велик на своем месте. Я хотел
бы пояснит
|
|