|
помощи
возвышенной любви.
Тогда возникает следующий вопрос: а в чем состоит этот труд? Что означает
делать добрые дела? Можем ли мы нести миру добро? В абсолютном смысле — нет, но
в относительном — да. Невозможно творить долговечные добрые дела. Будь это
возможно, мир был бы иным. Можно накормить голодного, но очень скоро он вновь
почувствует голод. Какую бы радость мы ни доставили ближнему, она мимолетна.
Никто не в силах излечить перемежающуюся лихорадку удовольствия и страдания.
Разве можно дать миру вечное счастье? Разве может океан поднять волну, чтобы за
ней не образовалась впадина? Во все времена добро одинаково соотносилось с
человеческими потребностями и человеческой жадностью. Добра не стало ни больше,
ни меньше. Возьмите историю рода человеческого, как мы ее сегодня знаем. Всегда
те же горести и радости, те же страдания и наслаждения, те же различия между
людьми. Кто богат, кто беден, кто знатен, кто нет, кто здоров, кто хвор. Так
было у древних египтян, у греков и римлян, так и в сегодняшней Америке. Сколько
бы мы ни углублялись в историю, мы найдем в ней то же самое, но и все время
будем видеть борьбу за облегчение человека от неизлечимых зол. В каждый
исторический период появлялись тысячи личностей, неустанно трудившихся ради
облегчения жизни других. Чего же удалось им достичь? Перед нами — игра, в
которой мячик перегоняется с места на место. Избавляем человека от физических
страданий, а он испытывает душевные муки. Это походит на картину дантовского
ада, где скряги вкатывают ком золота на гору. Они все стараются, а ком все
скатывается назад. История прошедших тысячелетий хороша для школьников, не
более того. Все народы, мечтающие о счастливой жизни, надеются, что все счастье
достанется именно им. Какое уж тут бескорыстие!
Мы не в силах добавить миру счастья. С другой стороны, добавить ему страданий
тоже не в наших силах. Сумма энергий удовольствия и страдания, проявляющихся в
мире, остается неизменной. Мы можем перераспределять ее, но она останется все
той же, ибо такова природа вещей. Приливы и отливы, подъемы и спады — в природе
нашего мира, и утверждать обратное было бы столь же логично, как предполагать
возможность жизни без смерти. Это полная бессмыслица, так как сама идея жизни
предполагает смерть, а сама идея удовольствия предполагает страдание.
Светильник постепенно выгорает, и в этом его жизнь. Желая жить, мы должны
ежеминутно умирать. Жизнь и смерть — всего лишь разные выражения одного явления
или одно явление, увиденное в разных ракурсах, подъем и спад одной волны, две
ипостаси единого целого. Просто один наблюдает спад и становится пессимистом,
другой — подъем и становится оптимистом. Ребенок ходит в школу, отец с матерью
заботятся о нем, и жизнь кажется малышу прекрасной, его потребности просты, и
он — великий оптимист. Старик же, повидавший в жизни разное, относится к ней
прохладней, и пыл его остыл. Так и древние народы, живущие в окружении руин,
меньше бывают склонны к оптимизму, чем юные нации. В Индии есть присловье:
тысячу лет город и тысячу лет джунгли. Это превращение города в джунгли и
наоборот происходит повсюду, а люди, в них живущие, проявляют оптимизм или
пессимизм в зависимости от того, какая фаза пришлась на них.
Теперь нам нужно рассмотреть идею равенства. Эта концепция в течение
тысячелетий обладала огромной побудительной силой, и многие религии включают ее
в себя: Бог снизойдет на землю, и тогда все люди будут равны. Те, кто верит в
эти вещи,— просто фанатики, но фанатики составляют искреннейшую часть
человечества. Этот фанатизм способствовал распространению христианства, религии,
очень привлекательной для рабов Греции и Рима. Им хотелось верить, что не
станет рабства, у всех будет еды и питья в достатке, и они стекались под
знамена христианства. Конечно же, они были невежественны и фанатичны, но вера
их была искренней. В наши дни мечта о грядущем счастье — это мечта о равенстве,
мечта о свободе, равенстве, братстве. Это тоже фанатизм. Настоящего равенства
на земле никогда не было и быть не может. Как мы можем все быть равными друг
другу здесь? Этот вид равенства немыслим — он означал бы тотальную смерть. Что
делает наш мир таким, каков он есть? Утрата равновесия. Совершенное равновесие
существовало в начальной форме мироздания, которая именуется хаосом. Какие же
силы сформировали вселенную? Борьба, состязание, конфликт. Представьте себе,
что все частицы материи удерживаются в полном равновесии. Разве начался бы
процесс сотворения мира? Ученые знают, что это невозможно. Стоит потревожить
водную гладь, чтобы увидеть, что каждая частица стремится возвратиться к
состоянию покоя, сталкиваясь с другими частицами. Точно таким же образом все в
том, что мы зовем вселенной, все, что составляет ее, стремится вернуться в
состояние полного покоя и равновесия. Новое возмущение — и новое
перераспределение, и творение. Неравенство есть основа всякого творения. Но в
то же время силы стремления к равенству так же необходимы в этом процессе, как
и силы противоположного действия.
Полное равенство, которое означало бы полное равновесие всех противоборствующих
сил, невозможно в нашем мире. Оно недостижимо, ибо мир станет непригодным для
любой формы жизни и жизни в нем не останется. Иными словами, все эти
тысячелетние идеи об абсолютном равенстве не только неосуществимы, но и попытка
их осуществления должна неизбежно вести нас к гибели. Что составляет разницу
между одним человеком и другим? В основном это различие в мозговом аппарате.
Только сумасшедший может утверждать, будто люди рождаются с одинаковыми мозгами.
Мы приходим в этот мир, одаренные в разной степени — одни сильнее, другие
слабее, и от этой разницы, предопределенной еще до нашего рождения, никуда не
деться. Американские индейцы тысячелетиями жили в вашей стране, пока сюда не
переселилась горстка ваших предков. Но как изменили они облик страны! Если все
равны, то почему индейцы не освоили эту землю, не настроили на ней города? Ваши
предки привезли сюда мозговую энергию другого типа, другие впечатления прошлых
жизней, которые и проявили себя здесь. Абсолютное отсутствие различий означает
смерть. Пока сущест
|
|