|
этот
термин внутренне противоречив, поскольку воля есть то, что мы знаем, а все, что
мы знаем, входит в наш универсум, все же, что входит в наш универсум,
обусловлено пространством, временем и причинностью. Все, что мы знаем или
способны познать, должно быть подчинено причинно-следственной связи, а
подчиненное закону причинности свободным быть не может: оно имело свою причину
и, в свою очередь, станет причиной для следствий. Однако то, что было
превращено в волю, не будучи волей прежде, но ставшее человеческой волей в
условиях пространства, времени и причинности, сохраняет свободу. И снова будет
свободным, выйдя из условий пространства, времени и причинности. Из свободы
явившееся, попавшее в рабство, от рабства освободившись, станет свободным опять.
Был поднят вопрос: откуда эта вселенная, на чем держится и куда она движется. И
ответ состоит в том, что она произошла из свободы, держится на рабстве и
движется обратно в эту свободу. Поэтому, когда мы говорим, что человек есть не
что иное, как проявление бесконечного существа, мы имеем в виду, что человек
составляет тут лишь ничтожную часть; это тело и этот ум, которые мы видим,—
лишь часть целого, крохотная частица, пылинка бесконечного существа. И вся эта
вселенная — пылинка бесконечного бытия; все наши законы, наше рабство, наши
радости и страдания, наше счастье и наши ожидания — все это существует только в
рамках тесной вселенной, в ней умещаются и наши обретения, и наши ошибки. Итак,
вы видите, как наивно было бы рассчитывать на продолжение этого универсума,
который, в конечном счете, есть порождение нашего ума, и на попадание в рай,
что, по сути дела, было бы повторением известного нам мира. Вы видите,
насколько и неисполнимо, и наивно это желание подчинить бесконечность бытия тем
ограниченным и условным рамкам, которые мы знаем. Когда человек заявляет, что
он снова и снова получит то же, что у него есть сейчас, или, как я иногда это
называю, просит себе удобную религию, можно не сомневаться, что этот человек
опустился до такой степени, что перестал стремиться к чему-либо более высокому:
он стал частью своей маленькой нынешней среды, и все. Он позабыл о том, что по
природе он бесконечен, и всеми помыслами привязался к маленьким радостям и
печалям, к сиюминутным страстишкам. Ему кажется, будто его конечное
существование и есть бесконечность, более того, он не желает расставаться со
своими глупыми представлениями. Он отчаянно цепляется за тришну, он испытывает
жажду жизни, то, что буддисты зовут танха и тисса. А между тем за пределами
маленькой вселенной, известной нам, могут существовать миллионы видов радостей,
форм жизни, законов, прогресса, причинности, ведь мы живем только в малой части
нашей бесконечной природы.
Желая добиться свободы, мы должны выйти за пределы этой вселенной — в ее
границах свободы нет. Совершенство равновесия, или то, что христиане зовут
неизъяснимым покоем, недостижимо ни в нашем универсуме, ни на небесах, ни в
каком-то ином месте, доступном нашему уму, нашим мыслям, нашим чувствам или
воображению. Там мы не добьемся свободы, ибо все это входит в нашу вселенную, а
она ограничена пространством, временем и причинностью. Возможно, есть места
более воздушные, чем наша Земля, где удовольствия будут острее, но ведь все они
будут во вселенной, а следовательно, подчинены закону, значит, мы должны
двигаться дальше, и настоящая религия начинается там, где кончается наша
вселенная. Там перестают существовать все эти маленькие радости и печали, там
кончается наше знание, и там начинается настоящая реальность. Пока мы не
отрешимся от жажды жизни, от сильной связанности с нашим бренным, ограниченным
существованием, у нас нет никакой надежды хоть краешком глаза увидеть ту
безграничную свободу. В таком случае резонно предположить, что к этой свободе,
идеалу высочайших помыслов человечества, ведет лишь один путь — отказ от этой
жалкой жизни, от этой маленькой вселенной, от земли и от небес, от тела и от
ума, от всего ограниченного и условного. Если мы откажемся от связанности
маленькой вселенной наших чувств и ума, то сразу обретем свободу. Ведь
единственный способ вырваться из рабства — это выход за пределы закона, за
пределы причинности.
Но это самое трудное — отрешиться от прикованности к этой вселенной; лишь очень
немногим удавалось это. В индийских книгах описаны два способа: один называется
нети, нети38 — не то, не то; второй называется ити39 — это. Первый способ —
путь негативный, второй — путь позитивный. Труднее всего идти путем отрицания,
негативности. Он доступен лишь людям исключительного ума и гигантской воли,
способным заявить: «Нет, я отказываюсь от этого»,— и тело, и ум повинуются их
воле. Но таких людей мало. Большая часть человечества избирает позитивный путь,
путь к миру, на котором рабство используется для освобождения от рабства.
По-своему это путь отказа, но отказа постепенного, через познание, наслаждение,
приобретение опыта, проникновения в природу вещей, пока наконец не пресытится
ум и не освободится от привязанностей. Первый путь ведет к отрешенности через
логические построения, второй — через труд и опыт. Первый — это путь
джняна-йоги и отказа от всякого действия, второй — карма-йоги и непрерывного
труда. В этой вселенной каждый должен трудиться. Не трудятся лишь те, кто
полностью удовлетворен Духом, чьи желания устремлены только к Духу, чьи помыслы
целиком сосредоточены на Духе, для кого Дух составляет единственный смысл,
только они не работают. Остальные должны работать. Поток, текущий по своей воле,
катится к низине, низвергаясь, образует водоворот и устремляется дальше.
Человеческая жизнь похожа на этот поток: она образует водовороты, кружит в мире
пространства, времени и причинности, взывает: «мой отец, мой брат, мое имя, моя
слава» и прочее,— но в конце концов возвращается к своей первозданной свободе.
Так происходит со всем во вселенной. Зная или нет, сознавая или нет, но все мы
трудимся над тем, чтобы стряхнуть с себя сон этого мира. Опыт, который
накапливает человек в мире, нужен, чтобы выбраться из водоворота.
Что такое карма-йога? Познание т
|
|