|
Римлянам, 6; 7; 8.
33. Вивекананда имеет в виду своего духовного учителя Рамакришну Парамахамсу
(1836—1886). Рамакришна не оставил рукописного наследия. На сегодняшний день
признанными источниками его учения считаются записи учеников: так называемое
Евангелие Рамакришны, составленное Махендранатхом Гуптой, и биография,
написанная Свами Сараданандой. На русском языке есть следующие работы:
Провозвестие Рамакришны. С предисловием и введением Суами Абедананда. СПб.,
1914; Мюллер М. Шри Рамакришна Парамагамза. Его жизнь и учение. М., 1913;
Рамакришна. Биографический очерк. М., 1915. Книга Р. Роллана (Опыт исследования
мистики и духовной жизни современной Индии. Жизнь Рамакришны.— Собр. соч., т.
19. Л., 1936) написана на основании многих достоверных материалов и нередко
привлекается как источник.
34. Вьяса (родной дед кауравов и пандавов) считается составителем Вед,
эпических произведений, сутр веданты (хотя чаще всего они называются Брахма
сутры Бадараяны). Ученые склоняются к мнению, что имя Вьяса не соотносится с
каким-то отдельным человеком и используется как имя собирательное. Сын Вьясы по
имени Шука описывается в эпосе как праведник, занимавшийся аскезой с самого
раннего возраста. Он достиг такой степени святости, что был вознесен на небо.
35. Царь Джанака был известен своей праведностью и ученостью. Его имя часто
встречается в поздневедийской литературе. Традиция связывает с ним государство
Видеху, расположенное в северной части современного Бихара. В его царстве,
согласно традиции, жили великие мудрецы, в том числе и мудрец Яджнявалкья, о
котором говорится в Брихадараньяка-упанишаде и Каушитаки-упанишаде. О Джанаке
упоминается в Бхагавадгите как о царе-мудреце, достигшем высшего знания не
аскезой, а исполнением своего долга правителя государства, Бхагавадгита, III,
20.
36. Текст соотносится с Бхагавадгитой, V, 4. Однако надо иметь в виду, что
понятие «йога» (здесь оно означает карма-йогу) употреблено в оригинале шире,
чем «труд», поскольку обнимает все виды деятельности (производственную, игровую,
познавательную и пр.). Точно так же и слово «санкхья» (здесь оно означает
размышление над вечными основами сущего, то есть медитацию) в Бхагавадгите не
совпадает с европейским понятием «философия».
Глава 7
СВОБОДА
Мы уже установили, что слово карма, кроме труда, психологически означает также
причинность. Всякий труд, всякое действие, всякая мысль, имеющая последствия,
называется кармой. Таким образом, закон кармы — это закон причинно-следственной
связи. Где есть причина, там должно быть следствие, эта связь непреложна; в
соответствии с нашей философией этот закон кармы действует во всей вселенной.
Всё, что мы видим, ощущаем, делаем, любое действие во вселенной, являясь, с
одной стороны, следствием, с другой — выступает причиной, которая имеет свое
следствие. Здесь необходимо установить, что имеется в виду под словом «закон».
Закон есть тенденция явлений к повторяемости. Наблюдая, как одно явление
следует за другим или как явления происходят одновременно, мы ожидаем
повторения этой последовательности. Логики Древней Индии и философы школы ньяя
называли этот закон вьяпти37. Они считали, что наши представления о законе
построены на ассоциациях. Ряд явлений ассоциируется в нашем уме между собой в
неизменном порядке, и все наши восприятия соотносятся с установившейся системой.
Любая мысль или в соответствии с нашим психологическим подходом любая вибрация,
возникающая в читте, в мозгу, сразу же продуцирует другие, подобные себе.
Такова психологическая основа ассоциативности; причинно-следственная связь же
составляет лишь часть этого общего принципа. Всеобщий ассоциативный принцип и
носит санскритское название вьяпти. Идея закона во внешнем мире та же, что и в
нашем внутреннем: ожидание того, что за определенным явлением последует другое,
и ожидание повторяемости этого порядка. Таким образом, по сути, законы не
существуют в природе. Утверждение, что закон тяготения существует в земле,
ошибочно, равно как и утверждение, что законы объективно существуют где бы то
ни было в природе. Закон — это метод, это способ восприятия умом серии явлений,
и этот процесс происходит в нашем уме. Определенные явления, которые происходят
последовательно или в одно и то же время, и дают нам уверенность в регулярности
своего проявления, что, в свою очередь, дает нам возможность уяснить себе
структуру всей серии явлений,— вот это и называется законом.
Следующий вопрос, в котором нам предстоит разобраться,— что мы имеем в виду,
говоря об универсальности закона? Наша вселенная есть та часть бытия, которую
санскритские психологи характеризуют как деша-кала-нимитта, а европейские
психологи — как пространство, время, причинность. Эта вселенная составляет лишь
часть бесконечного бытия, проявляющегося через пространство, время и
причинность. Из этого неизбежно вытекает, что любой закон, который мы зовем
универсальным, действует только в пределах обусловленного универсума, за его
пределами не может быть никаких законов. Говоря об универсуме, мы имеем в виду
часть бытия, ограниченную нашим умом, доступную нашему чувственному восприятию,
то, что мы способны увидеть, почувствовать, осязать, слышать, думать,
воображать. Эта часть подчинена законам, а вне этого бытие не может быть
подчинено закону, ибо закон причинно-следственной связи не простирается за
пределы, охватываемые нашим умом. Все, что за пределами радиуса действия нашего
ума и наших восприятий, уже не подчинено причинно-следственной связи, ибо там
уже нет ассоциативности, а без ассоциативности идей нет и причинности. Лишь
принимая имя и форму, «бытие», или существование, подпадает под действие
причинности, начинает существовать по закону, ибо причинность лежит в основе
всех законов. Отсюда явствует, что свободная воля не существует, что сам
|
|