|
? Сначала надо
научиться работать, ничего не ожидая взамен, тогда перестанешь быть фанатиком.
Зная, что мир похож на собачий загнутый хвост, который все равно не разогнешь,
вы не сделаетесь фанатиком. Если бы в мире не было фанатизма, он бы гораздо
дальше прошел по пути прогресса. Ошибочно считать, что фанатизм способствует
прогрессу человечества. Напротив, это тормоз, ибо фанатизм порождает ненависть
и злобу, сеет раздоры и недружелюбие. Мы начинаем думать, будто то, что мы
делаем или имеем,— это лучшее на свете, а что мы не делаем или не имеем, не
обладает никакой ценностью. Поэтому, если чувствуешь, что готов занять
фанатическую позицию в отношении чего-либо, вспомни о собачьем хвосте крючком.
Не нужно тревожиться и не спать ночами из-за мира, он и без нас будет
существовать. Надо избегать фанатизма, тогда, и только тогда, вы будете хорошо
работать. Хорошо работает и приносит себе пользу человек разумный, спокойный, с
трезвыми суждениями и хорошими нервами, исполненный доброжелательства и любви.
Фанатик глуп и недоброжелателен, но он и мир не исправит, и сам не станет
совершенным и чистым.
Итак, возвращаясь к основным положениям сегодняшней лекции, во-первых, мы
обязаны помнить, что все являемся должниками мира, мир же нам ничего не
задолжал. Возможность что-либо сделать для людей — огромная привилегия. Помогая
другим, на самом деле мы помогаем себе. Во-вторых, есть Бог во вселенной.
Неправда, будто она предоставлена самой себе и ждет помощи от вас или от меня.
Бог постоянно присутствует во вселенной, Он бессмертен, Он вечно активен и
беспредельно внимателен. Когда вся вселенная спит, Он бодрствует, Он
непрестанно трудится, все перемены во вселенной, все проявления жизни есть
плоды Его труда. В-третьих, мы не должны никого ненавидеть. Добро и зло
перемешаны в этом мире, и так будет всегда. Наш долг сочувствовать слабому и
любить даже того, кто поступает плохо. Мир можно рассматривать как великую
школу нравственности, где все мы должны брать уроки духовного
самосовершенствования. И в-четвертых, фанатизм недопустим ни в чем, ибо он
противоположен любви. Но все слышали хитроумное заявление фанатиков, когда в
оправдание своих действий они говорят: я не грешника ненавижу, а сам грех.
Много бы я отдал, чтобы увидеть человека, способного действительно сделать
различие между грешником и грехом. Легко так говорить. Умей мы различать
качество и субстанцию, мы были бы совершенными людьми, но это не так-то просто.
И наконец, чем мы уравновешеннее, чем спокойней наши нервы, тем больше в нас
любви и тем лучше мы трудимся.
24. Моисей в библейской истории почитается как освободитель израильтян от
египетской неволи и их законодатель. Традиция утверждает, что он родился около
1350 г. до н. э. и восьмидесяти лет от роду явился в качестве пророка и
посланника Бога, чтобы проповедовать народу. С его именем связывается написание
так называемого Пятикнижия Моисеева.
25. См. примеч. 7.
26. Свастика (санскр.: су и астика) обычно переводится как «пожелание всех
благ», «всего самого доброго». Свастика — один из почти 400 (точнее 386) видов
креста, употребляемых в геральдике и дизайне. На Индостанском субконтиненте
свастика известна с глубокой древности: она есть на печатях культуры
Мохенджо-даро, существовавшей около пяти тысяч лет тому назад; о ней упоминает
грамматик Панини (V—IV вв. до н. э.) как о знаке, которым метили скот. Свастика
ставится практически везде как пожелание благополучия, процветания: на дверях
домов, на первых и последних страницах книг, на свадебных подарках и пр. В
буддийской традиции нередко изображается на груди Будды как символ сердца или
как символ правителя мира, а в переносном смысле — как символ закона Будды,
которому подвластно все сущее. Значение этого знака было предметом оживленных
дискуссий в XIX в.: большинство индологов характеризовало свастику как символ
солнца; часто высказывалось мнение, что это — символ огня, точнее, тех
священных палочек, которыми древние индийцы добывали огонь; было мнение, что
это — символ света, молнии, огня, грозы и т. д., то есть различных атмосферных
явлений.
В 20-е годы XX в. свастика была воспринята Национал-социалистической партией
Германии как символ фашистского движения. Теоретическим обоснованием ее
использования в фашистской идеологии послужила так называемая теория «арийской
расы», носительницы высшего цивилизованного начала мирового исторического
процесса. Ошибочность выдвижения тезиса о делении человеческой общности на
неравноценные расы была выявлена почти тотчас же после его выдвижения (в
50—60-е годы XIX в.). Однако миф об «арийском превосходстве» и понимании
истории как борьбе рас использовался идеологами нацизма вплоть до 1945 г. В
идеологии неофашистских движений свастика используется до сих пор. На Востоке
она сохранила свое исконное значение как символ пожелания самого благого.
27. Этот образ часто встречается в повествовательной литературе. Существует
высказывание: «Двенадцать лет умащивали, растирали, веревками привязывали
собачий хвост, но лишь отпустили его, он стал таким же, как прежде».
Глава 6
НЕЗАВИСИМОСТЬ ЕСТЬ ПОЛНОЕ САМООТРЕЧЕНИЕ
Всякое действие, совершаемое нами, возвращается к нам же в виде
противодействия; точно таким же образом наши действия сказываются на других
людях, а их — на нас. Вы наверняка все замечали, что человек, позволивший себе
плохой поступок, постепенно становится все хуже и хуже, человек же, начавший
творить добро, делается все сильнее и привыкает поступать хорошо. Это
возрастающее воздействие поступка невозможно объяснить ничем иным, кроме факта
нашей подверженности влиянию друг на друга. Возьмем пример из области
физических явлений: когда я совершаю определенный поступок, мой ум работает на
определенной волне, испускает определенные колебания. Они сказываются на умах
других людей, находящихся в сходных обстоятельствах. Если в помещении находится
несколько различных, но одинак
|
|