|
, я не отрекся от мира и не ушел в леса, но тем не менее
все то, что вы услышали, дано мне через выполнение моего долга, который
предписан мне моим местом в жизни».
Есть в Индии мудрец, великий йог, один из самых удивительных людей, какие мне
встречались в жизни. Он человек со странностями, он никого не хочет учить, если
задать ему вопрос, он не ответит. Он считает, что роль учителя чересчур высока
для него. Если ему все же задать вопрос и подождать несколько дней, он даст
ответ в разговоре, и его ответы очень глубоки по смыслу. Так вот, этот человек
как-то сказал мне, в чем секрет работы: «Цель и средства должны быть едины в
ней». Когда чем-то занимаешься, не нужно больше ни о чем думать. Работать надо,
как совершать богослужение, самое высокое богослужение, отдавая работе всего
себя. В рассказанной истории и вьядха, и женщина выполняли свой долг радостно,
вкладывая всю душу в него, а в результате они достигли высшего прозрения.
Отсюда совершенно ясно, что правильное выполнение долга, в чем бы он ни
заключался, без привязанности к плодам его, ведет человека к наивысшему
совершенству души23.
Кто привязан к результатам своего труда, тот недоволен своим уделом. Для
человека, свободного от этой привязанности, все занятия равноценны, каждое есть
прекрасное средство избавиться от себялюбия и подчинения страстям, и добиться
свободы для души. Мы все склонны переоценивать себя, но наши достоинства
определяют наш долг в большей степени, чем нам хочется думать. Соперничество
вызывает зависть, а зависть уничтожает доброту сердца. Вечно недовольному
человеку противен любой долг, он никогда не будет удовлетворен, и его жизнь
обречена на то, чтобы быть неудачной. Давайте же трудиться, выполняя долг,
который выпал на долю каждого, будем всегда готовы энергично взяться за работу,
и мы обязательно увидим Свет!
16. Проблеме так называемой «мистики питания» уделялось большое внимание уже в
самых ранних текстах, например, в Упанишадах. Хотя в Ведах не содержится
запрета на забой скота и описывается употребление в пищу говядины, постепенно
возобладала та точка зрения, что представители высших каст не должны
употреблять в пищу говядину и, более того, прилагать все силы, чтобы
предотвращать забой скота. Герой поэмы Калидасы «Рагхувамша» царь Дилипа,
например, готовый отдать себя прожорливому льву, чтобы спасти корову,
прославлялся как идеал правоверного индуса.
17. Туги (или тхаги) называли себя почитателями женского божества Бхавани,
выступающей в ипостаси кровожадной богини, требующей все новых и новых жертв.
Туги имели специальные ритуальные заступы и шнуры и набрасывались на свои
жертвы сзади. Хотя упоминание о сектах душителей встречается уже в арабских
источниках XIII—XIV вв., где они описываются как члены тайных сообществ, только
несколько месяцев в году бродящие по Индии, а остальное время ведущие обычную
жизнь, особенно большое распространение их деятельность приобрела на Декане и в
Северной Индии в XVII — XVIII вв.
18. Одно из самых распространенных высказываний; часто встречается в эпической
литературе, например в Махабхарате, Адипарва, XI, 1, 3, и др.
19. Всемирная выставка в Чикаго состоялась в 1893 г. К ее работе был приурочен
Всемирный Парламент (конгресс) религий, участником которого был Вивекананда.
20. Каста вьядха — низшая каста охотников, одна из самых презренных, потому что
они живут убийством. Как правило, описываются в литературе как грубые, жестокие
существа. «Позволяющий убить, разрезающий, убивающий, продающий, покупающий,
стряпающий, подносящий, поедающий мясо — все убийцы» — утверждают сборники
индуистских предписаний, например Законы Ману, обычно датируемые II в. до н.э.—
II в. н.э.; ЗМ, V. 51.
21. Указанный эпизод описывается в Махабхарате, книга Лесная; Мбх., III, 197 —
206.
22. Веданта — одна из систем классической индийской философии, постулирующая
наличие Брахмана (или Абсолюта) как Высшей Реальности и Атмана как ее
индивидуального аспекта. Материя и ум понимаются не как независимые сущности, а
как коренящиеся в Брахмане. Считается, что оформление веданты относится
примерно ко II в. до н. э.— II в. н. э., когда были записаны ее сутры (Веданта
сутры, или Брахма сутры), приписываемые Бадараяне (или Вьясе). Веданта сутры
есть последняя часть «тройственной основы» веданты; двумя другими называются
Упанишады и Бхагавадгита. Веданта теснейшим образом связана с индуизмом,
выступая как его философский партнер, примерно так же, как томизм считается
философским партнером католицизма. Допустимо утверждать, что веданта является
«философским сердцем» индуизма и наиболее признанным теоретическим его
обоснованием.
23. Действия «без привязанности к плодам действия» — один из основных тезисов
Бхагавадгиты. Только такое действие, по Бхагавадгите, и в состоянии прервать
«цепь перерождений», вывести человека из мира, где все подчинено закону
причинно-следственной связи. Действия «без привязанности к их плодам» — это
действия, соответствующие долгу человека, то есть предписанные человеку
согласно его положению в обществе.
Глава 5
МЫ ПОМОГАЕМ НЕ МИРУ, А САМИМ СЕБЕ
Прежде чем продолжить наши размышления о том, как приверженность долгу
способствует духовному развитию, я хотел бы кратко изложить еще один аспект
того, что мы в Индии зовем кармой. В каждой религии есть три компонента:
философия, мифология и ритуал. Философия, конечно, составляет суть любой
религии; мифология поясняет и иллюстрирует ее примерами из более или менее
легендарных житий великих людей, преданиями и притчами и т. д. Ритуал же
придает философии еще более конкретную форму, делая ее доступной пониманию
каждого,— собственно говоря, ритуал есть конкретизированная философия. Ритуал
есть карма, он необходим для любой религии, поскольку большинство из нас
неспособны усвоить духовные абстракции, пока мы не достигнем высок
|
|