|
ют влияние на целые нации и даже характеризуют их. Архетипы могут
выходить на свет с помощью как индивидуумов, так и массы, поскольку они связаны
коллективным бессознательным.
Психика массы содержит комплексы, как и индивидуальная психика. Эти
комплексы — образы архетипов из коллективного бессознательного, появляющиеся
при
необходимых социальных условиях. В массе многие коллективные содержания
индивидуумов "сгущаются", и проявляются в мире. Эта архетипическая деятельность
может также принимать форму национального психоза, что мы уже видели много раз
в
прошлом, и видим в настоящем.
“Театральные, явно истеричные жесты Гитлера поражали всех иностранцев (за
немногими удивительными исключениями) своей абсолютной нелепостью. Когда я
увидел его собственными глазами, он напомнил мне психическое пугало (с
рукояткой
метлы вместо распростертой руки), а не человеческое создание. Трудно понять,
как
могли произвести такое впечатление его напыщенные речи, выдержанные в визгливых,
раздражительных, женских тонах. Но немецкий народ никогда не был бы до такой
степени обманут и увлечен, если бы эта фигура не отражала образ коллективной
германской истерии. Не без серьезного опасения можно навешивать ярлык
"психической неполноценности" целой нации, однако, небо свидетель, это
единственное возможное объяснение воздействия этого пугала на массы”6.
А сколько еще таких пугал правят нациями сегодня? Может ли мунданная
астрология обнаружить скрытые патологии, которые должны скрываться в каждой
нации? И если да, то может быть, народ наперед сможет увидеть, какого рода
созданием стремится стать его демагог.
Со временем стало ясно, что астрологический символизм очень легко может быть
связан с современной, сосредоточенной на индивидууме, психологической практикой
и
теорией. Более того, специальное исследование с ориентацией на Юнга показало,
что
хотя астрология с неистовостью концентрируется на индивидуальном, коллективное
игнорировать опасно. Это исследование, представленное первоначально в работе
Лиз
Грин,7 указывает, что планеты можно разделить на две символические группы:
"личностные" и "внеличностные", или трансперсональные планеты.
Личностные планеты, непосредственно связанные с индивидуумом, это Солнце,
Луна, Меркурий, Марс и Венера с Юпитером. Солнце есть символ эго, другие -
энергий
личного бессознательного. Трансперсональные планеты относятся к исторической,
политической и социальной сферам: это Уран, Нептун и Плутон. Сатурн выглядит
несколько иначе. Он стоит на границе между личностными и трансперсональными
планетами (рис. 3.3) и считается "живущим у порога", символизируя призрачную
границу между личным бессознательным и коллективным бессознательным.8
Личное
бессознательное
Сознание
Эго
Личностные
планеты
Солнце
Меркурий
Марс
Юпитер
Луна
Венера
Страж
Сатурн порога
Уран
Нептун
Плутон
Надличностные
планеты
Индивидуум
А
Индивидуум
В
Рис. 3.3. Символическое изображение психики (из работы Иоланды
Якоби, адаптировано Лиз Грин):
Это символическое деление будет полезным, когда мы попытаемся рассмотреть
влияние положений планет на астрологической карте нации - коллективного
единства.
Более того, как будет видно из главы 14, транзиты и циклы трансперсональных
планет
имеют очень большое значение для развития нации, — тем более что циклы могут
наблюдаться с очень большой точн
|
|