|
ительно
различных
моделей небесных движений. В случае Галилея ценой этих споров была его жизнь.
Аналогично, и внутренний мир имел свои модели, и сегодня мы видим несколько
действующих. Большая часть из них, по крайней мере, существующие в
академическом
мире, являются продуктами материалистической философии, в течение последних
нескольких лет угождающей мужскому эгоизму. К счастью, существует одна модель
внутреннего мира, которую можно рассматривать как часть давней, часто
эзотерической традиции, уходящей в прошлое через неоплатонизм, по крайней мере,
ко временам Пифагора. Именно эту модель использовали Карл Юнг и его коллеги.
Основные принципы этой модели:
1. Психика человека столь же реальна, как и его тело.
2. Психика человека больше, чем его эго.
3. Психика человека на ее глубочайших уровнях связана с психикой всех других
человеческих созданий.
Модель рассматривает каждое отдельное существо как вырост из единого в
своей основе человечества.
Сознательное
Бессознательное
Индивидуум
А
Индивидуум
B
Индивидуум
C
Кажущиеся
отдельными
индивидуумы
На самом деле
всё человечество
единое
Рис. 3.1. Психологическая модель человечества.
Хотя психологи отдельных направлений отождествляют психику с самим
сознанием, Юнг считает это очень ограниченным представлением. Он объясняет, что
отсюда следует ошибочный вывод, о том, что ребенок входит в этот мир с пустой
психикой, с течением времени постепенно наполняющейся только тем, что
приобретается с помощью опыта. Исследование Юнга показывает, что психика
является
общей для всех психических проявлений, как сознательных, так и бессознательных.
Согласно Юнгу, Психика состоит из сфер сознательного и бессознательного,
которые не
только дополняют друг друга, но и играют взаимно компенсирующую роль. Эго,
центр
поля личностного сознания, это та сторона психики, которая связана с внешним
миром.
Эго и личностное сознание, как таковые, плавают на поверхности громадного моря
бессознательного.
Эго
Коллективное
бессознательное
Личное
бессознательное
Сознание
Коллективное
бессознательное
Эго
Сознание
Личное
бессознательное
ИНДИВИДУУМ
рис. 3.2. Структура психики (адаптированный материал Иоланды Якоби).
Это бессознательное состоит из личного бессознательного и более глубокого
слоя массового бессознательного, или, если пользоваться термином Юнга,
коллективного бессознательного (рис. 3.2). Личное бессознательное содержит
факторы, уникальные для каждого индивидуума. Они включают все собранное им в
течение жизни, то, что было одно время сознательным и исчезло в результате
подавления или забывания. С другой стороны, коллективное бессознательное
содержит
наследственные факторы, общие для всего человечества. Важно подчеркнуть, что у
каждого индивидуума имеется эта коллективная, или универсальная компонента в
качестве базовой структуры психики. Коллективное бессознательное есть общая
сумма
всех психических составляющих, принадлежащих не одному индивидууму, а всему
человечеству.
Содержание коллективного бессознательного Юнг называет архетипами. Он
определяет их как формы, существующие с самого начала человечества и, придающие
определенную форму содержаниям психики, когда они проявляются. Сам архетип не
имеет определенной формы, это "паттерн эмоционального и ментального поведения",
принимающий определенную форму только будучи выражен, спроецирован в мир.
Архетип является существенно бессознательным содержанием, которое изменяется
через процесс становления его сознательным и осознанным и принимает
определенную
форму. Например, известный архетип "анима", будучи спроецирован человеком вовне,
может принять одну из многих форм образа матери. Это может быть богиня или
ведьма,
идеальная любовница или даже прожорливое морское чудовище. Все это формы этого
архетипа "анима".
Юнг предупреждает, что термин "архетип" легко понять неправильно. Его можно
неправильно использовать для обозначения различных мифологических образов и
мотивов как таковых. Это будет ошибкой, поскольку эти определенные
мифологические
образы из легенд и сказок являются лишь представлениями сознанием лежащего под
ними архетипа. Сам архетип является не образом, а тенденцией к формированию
этих
образов, или представлений более глубокого основного мотива. Эти образы
оказываются очень различными в деталях, поскольку нет набора принципов, которые
определяли бы, какую точно форму может принять архетип. Но все же основной
паттерн выражения можно увидеть:
“Архетипы подобны руслам рек, сухим до тех пор, пока там нет воды, но она в
любой момент может их найти. Архетип подобен старому водному пути, по которому
столетиями текла вода жизни, прокапывая себе глубокий канал. Чем дольше текла
она
по этому каналу, тем больше вероятность, что рано или поздно вода вернется в
свое
старое русло”5.
Эти архетипы рождают наши мифы, религии и философии, а те, в свою очередь,
оказыв
|
|