|
йкл Бэйджент
"Психология индивидуума отражена в психологии нации", - писал Карл Юнг1.Те
же принципы, которые действуют в отдельных людях, действуют и в нациях.
Параллельно с внутренней динамикой человека существует внешняя динамика
общества - "массы". А масса, предупреждает Юнг, в основном, оказывает глубоко
отрицательное влияние. Ее коллективная сила способна побуждать человека
действовать на более низком, менее сознательном уровне, вплоть до точки, когда
индивидуум уже перестает действовать сам по себе, подчиняясь собственному
сознанию, а становится просто частью обезличенной толпы. Ночные телевизионные
новости дают нам много примеров этого процесса как на местном, так и на
международном уровне. Когда такие массовые силы очень активизируются, может
развиться ситуация психического срыва, умственного заболевания самого
государства.
"Массы, - писал Юнг, - всегда являются очагом психических эпидемий"2.
Юнг видит в величайших катастрофах 1914 и 1939 годов примеры такой
массовой патологии. В очерке "После катастрофы"3 он размышлял о беспощадных
силах, взорвавшихся вне Германии, подобно разбуженному древнему богу Вотану.
Нисколько не снимая вину с нацистского режима, он поднял тему, возможно, для
многих неприятную. Проблема не только в Германии, она охватывает, по крайней
Мере,
всю Европу. Развязанные силы были европейскими силами, нашедшими точку
наименьшего сопротивления в германской нации, но, подчеркнул он, эпидемия
безумия
угрожала всей Европе.
“Я придерживаюсь и всегда придерживался мнения, что массовые политические
движения нашего времени являются психическими эпидемиями, иными словами,
массовыми психозами... Нации имеют свою особую психологию и точно так же у них
есть свой собственный тип психопатологии”4.
Оставим в стороне специфические страхи, рассмотренные Юнгом, общая точка
зрения его такова, что нации, как и индивидуумы, могут быть описаны
психологически.
Далее, нация может иметь свои болезни, свои расщепления психических процессов и
расстройства. Нация, масса могут рассматриваться как большая индивидуальность.
Эта
концепция очень- хорошо выражена термином, часто применяемом к государству -
"политический организм".
Если масса, "политический организм" действует как единая сущность, то
астрологи, стремящиеся ее понять, должны уметь строить ее карту рождения. Эта
карта
должна оставаться справедливой столько времени, сколько сохраняется сцепление
массы. Такая астрологическая карта должна давать информацию о внутренней
динамике нации, как натальная карта дает такую информацию об индивидууме.
Следует, однако, ожидать, что эти карты могут интерпретироваться несколько по-
разному. Более того, возможно, и используемый символизм может потребовать
модификации: например, будет ли положение планеты в карте нации означать то же,
что в индивидуальной?
Учет этих представлений очень важен для научной мунданной астрологии, так
как дает ей теоретические обоснование. Современная психологическая практика
подтвердила справедливость натальной астрологии; будем надеяться, что она
подтвердит справедливость и астрологии мунданной.
Если построить четкую рабочую модель, то найдем и границы, в пределах
которых можно действовать и экспериментировать, поскольку существующие
непсихологические теории мунданной астрологии менее чем адекватны. И только
путем
экспериментирования, с максимальной проверкой, какую только допускает метод,
можно будет раскрыть важные вопросы, встающие перед нами в мунданной
астрологии:
работает ли она, и если да, то при каких условиях и с какой степенью точности?
Модель психики
С очень давних времен люди пытались создать рабочие модели внутреннего и
внешнего миров — с тех пор, как они оказались разделены. Астрологам необходимо
знать о спорах, бушевавших сотни лет назад, о рассуждениях отно
|
|