|
регулярного зодиака, разделенного на 360 градусов.
Позднее Аристарх создал революционную теорию вращения Земли вокруг
Солнца. За восемнадцать столетий до Коперника он сформулировал первую
гелиоцентрическую теорию планетарного движения. К сожалению, позднее астроном
должен был отказаться от своего взгляда и вернуться к древней геоцентрической
модели. Правящая верхушка за такое сжигает заживо; и даже в те времена Аристарх
за
такую теорию был обвинен в безбожии.
Астрологические идеи были не просто принадлежностью круга специалистов,
они были предметом интереса любого образованного человека в классическом мире.
Важной причиной этого была поддержка, оказанная астрологии, философами-стоиками.
Стоицизму впервые учил афинянин Зенон, живший во время правления двух первых
Птолемеев (он умер около 264 года до н.э.). Он делал акцент на вере в
провидение и
подчинение собственной судьбе как способу привести свою жизнь в гармонию с
Космосом. Все стоики тогда поддерживали и использовали астрологию: вавилонская
концепция соответствия между Небесами и Землей нашла удобное прибежище в этом
движении. Последователь Зенона, Клеант, учил поистине мистическому
представлению: Вселенная — живое существо, Бог - его душа, а Солнце - сердце.
Одним из друзей в Афинах был астролог и поэт Аротос. Он написал две
астрономические и астрологические поэмы, получившие широкую популярность среди
граждан греческих государств. Благодаря ему, эти идеи стали доступны огромному
большинству народа, который учил его поэмы наизусть и таким образом узнавал о
звездах, созвездиях и зодиаке.
Во второй половине третьего столетия до н.э. в Александрии работал астролог
Аполлоний. Он занимался (как все астрологи и астрономы тех дней) созданием
теории,
которая могла бы охватить все планетарные движения, в том числе ретроградность
планет. Аполлоний, исходя из более ранних работ, особенно, Гераклита, создал
уточненную планетарную теорию, позднее использованную вначале Гиппархом, а
затем
Птолемеем. Они приняли ее как базовую модель планетарных движений.
Гиппарх — также оказавший влияние на Птолемея — работал спустя столетие
после Аполлония, также в великом центре Александрии; умер он около 127 года до
н.э.
Он твердо отказался от гелиоцентрической системы, постулированной Аристархом, и
все свои усилия сосредоточил на геоцентрическом представлении, использовав
теорию
движений, предложенную Аполлонием. Таким образом, на Гиппархе лежит
ответственность за утерю правильного гелиоцентрического представления о небесах
вплоть до времени Коперника. Может быть, стоило бы задаться вопросом, насколько
в
отрицании Гиппархом гелиоцентрического преставления отразились его
астрологические убеждения: несомненно, что он был практикующим астрологом, а
астрология убежденно утверждала геоцентрический подход ко Вселенной.
Гиппарх, как сообщают, обнаружил прецессию равноденствий и произвел точное
измерение этого движения. Он, однако, продолжал оставаться в неведении
относительно его истинной причины. Его измерения удивительно точны.
Определенная
им ежегодная прецессия - около 46 дуговых секунд — тогда как истинное значение
близко к 50-ти секундам.
Знание прецессии позволило Гиппарху ввести различие между звездным годом
— временем между возвращениями Солнца к данной звезде, первоначально
Альдебарану — и коротким тропическим годом — временем между возвращениями
Солнца к всегда ретроградной точке равноденствия. Отсюда следует, что каждый
тропический год делается все короче и короче и все больше отличается от
звездного
года. В двадцатом столетии это несоответствие достигло около 24 1/2 градуса.
Пользуясь этим открытием, Гиппарху удалось около 139 года до н.э. произвести
точное
измерение тропического года, изобретя современную форму тропического зодиака.
Начало нового года весной, которое Кидинну поместил в 8° Овна, Гиппарх
переместил
в 0° Овна, и этой системой мы с тех пор пользуемся на Западе, конечно, в первую
очередь, под влиянием Птолемея, принявшего ее.
С самых ранних времен Итальянский полуостров отличался своеобразным
развитием предсказаний будущего, явно независимым от развития на Среднем
Востоке.
Древние этруски, например, славились своими способностями к предсказаниям, в
особенности с использованием метеорологических явлений, хотя у них существовала
и
простейшая астрология. Раннее римское общество продолжало их практику включения
предсказаний в процесс принятия важнейших решений. Основные использовавшиеся
методы включали чтение по внутренностям жертвенных животных или консультации
оракулов. Астрология, видимо, играла относительно малую роль в раннем Риме,
ограничиваясь такими простыми и нечастыми событиями, как кометы и затмения. В
действительности, усложненная астрология возникла лишь после установления в
дальнейшем контакта с месопотамским миром. Именно в начале последнего столетия
до
н.э. матем
|
|