|
ивело к первоначальной концепции натальной карты. Здесь интересно отметить,
что
в течение некоторого времени, около 450 года до н.э., греческий философ Платон
соприкасался с месопотамской мыслью. Папирус, найденный в развалинах
Геркуланума, сообщает, что в конце жизни Платона обучал искусству астрологии
вавилонский жрец, приехавший в Афины.18 Возможно, такие странствующие жрецы
привезли с собой в Вавилон греческую концепцию человека. В самом деле, в
работах
Платона много астрологии. В его идеальном государстве все в гармонии с
Вселенной.
Его "Тимей", например, выражает взгляд на мир, согласно которому существует
близкое
соответствие между макрокосмом и микрокосмом. Он выражает
также идею того, что человек имеет божественную и бессмертную душу,
возвращающуюся на Землю при последовательных инкарнациях. И снова можно
задаться вопросом, не могла ли реинкарнация быть частью вавилонской мысли.
"Эпином" также основан на восточной мысли. Кюмон назвал эту работу "первым
евангелием, проповедовавшим эллинам звездную религию Азии."19 В этой работе
можно видеть начало синтеза греческой и месопотамской мысли, предвещавшего
великое интеллектуальное синкретическое движение в Греции в течение нескольких
последних столетий до н.э. Именно во время второго периода развития астрологии
впервые произошла дифференциация мунданной и натальной астрологии, хотя,
конечно, обе они практиковались одними и теми же людьми.
Пик второго периода наступил, когда и Месопотамия, и Египет были под властью
греков. В 331 году до н.э. Александр Великий вторгся на Средний Восток, что
явилось
началом периода, считающегося эрой выдающихся достижений в просвещении и науке.
Первоначально центром этого ренессанса был город, основанный им в дельте Нила —
Александрия.
Наконец, соединение математики и астрологии привело к изобретению
регулярной зодиакальной градусной шкалы, а позднее — Асцендента — знака и
градуса, восходящих в момент построения карты. Асцендент, видимо, появился
значительно позднее. Из шести имеющихся у нас клинописных натальных карт, самая
ранняя, в которой используются регулярные градусы и минуты зодиакальных знаков,
была обнаружена в Уруке и датирована 263 годом до н.э.20 Ни в этой карте, ни в
остальных, Асцендент не упоминается. Не упоминается он и в первых греческих
картах
до 4 года до н.э. Асцендент; видимо, появился значительно позднее. Но поскольку
у
нас есть только две папирусные карты, более ранние, чем эта дата, мы не можем
считать их действительно репрезентативными. Письменные источники
свидетельствуют
о значительно более раннем введении Асцендента. Один был обнаружен для рождения
27 декабря 72 года до н.э. В этой карте - восходящие Близнецы. Однако
рассчитанные
данные соответствуют примерно 22 году до н.э., так что эту дату следует считать
самым
ранним действительным упоминанием Асцендента.21
Вторжение греков в Вавилонию привело к появлению многочисленных ученых,
расцветших под этим двойным влиянием. Одним из тех, чье имя сохранила история
был
Кидинну, эллинизированный вавилонянин, известный позднее грекам как Киден.
Около
315 года до н.э. он основал астрологическую школу в Вавилоне, которая, видимо,
действовала еще около 200 лет.22 Эта школа представляла собой пионерскую
попытку
обучения вавилонской астрологии многих греческих учеников, приехавших в
Месопотамию в годы после вторжения Александра. В отличие от Эуктемона, Кидинну
поместил равноденствия и солнцестояния в восьмые градусы зодиакальных знаков.
Видимо, с Эуктемоном, а особенно с Кидинну, вошел в употребление регулярной
зодиакальный круг, разделенный на 360 градусов. Таким образом, можно сказать,
что
его изобретение и использование скорее всего предшествовало клинописной
табличке,
найденной в Уруке, по крайней мере, на 50 лет. В настоящее время ученые
придерживаются мнения, что регулярный зодиак датируется поздним персидским
периодом Месопотамии, то есть четвертым столетием до н.э.
Несколько позднее 281 года до н.э. другой эллинизированный вавилонянин,
Берос, жрец из Мардукского дворца в Вавилоне, основал астрологическую школу на
греческом острове Кос.23 Это была первая такая школа, созданная в пределах
самой
Греции. Возможно, Кос был выбран из-за его стратегического положения, так как
он
был важной точкой пересечения торговых путей, связывающих Грецию с Египтом и
Месопотамией. Берос, несомненно, привез с собой переводы на греческий "Энума
Ану
Энлиль" — ни единый экземпляр которых не пережил губительного воздействия
христиан и времени. Берос удовлетворил наступившим интеллектуальным изменениям,
перенес акцент с религиозных объяснений звездных движений к требованиям научной
теории. Витрувий считал его автором одной из самых ранних из известных теорий,
объясняющих фазы Луны. Плиний сообщает, что Берос достиг такой славы, что
афиняне воздвигли статую в его честь. Самые ранние известные планета
|
|