|
тем
он становится в следующей(3)".
Таким образом сохраняется бессмертное содержание челове-
ческой души, и мы напрасно оплакиваем угасшие цивилизации и
безвременно погибших гениев. Ничто не погибает, и работа ду-
ши, не утрачивая ничего из приобретенного опыта, возобновля-
ется как раз с той самой грани, которую достигла в предыду-
щем воплощении(4).
Стремления, созданные в одном воплощении, преобразуются в
новом воплощении в способности, повторяющиеся мысли - в нак-
лонности, волевые импульсы - в деятельность, всевозможные
испытания претворяются в мудрость, а страдания души - в ее
совесть. Разнообразные хорошие возможности, предоставлявшие-
ся человеку, но пропущенные им по нерадивости и лени, всплы-
вут сызнова, но уже в иной форме, как неопределенное влече-
ние, как смутная тоска, которая не получит удовлетворения по
двум причинам: силы, которые в прошлом вызывались тщетно к
проявлению (кармическим требованием), вследствие бездействия
недоразвились, и случай, т.е. условия, раз уже подобранные
Кармой, могут и не повториться.
Распространенное убеждение, что среда создает наш ум-
ственный строй, происходит от неведения истинного течения
нашей внутренней жизни. Не среда создает ум человека, а че-
ловек - действием кармического закона - устремляется в ту
среду, которая соответствуе его прошлому. Доказательством
служат люди, резко отличающиеся с раннего детства от своей
среды: в них нет ничего общего с окружающими, и если воля их
сильна, они изменяют направление своей Кармы, переходя в и-
ную, более сродную для них среду. Попадают же они в неподхо-
дящую среду потому, что поступками своими и грехами связали
себя тесно с людьми именно этой среды. Резкой иллюстрацией
этой мысли служит судьба нашего Ломоносова, который родился
в семье безграммотных рыбаков и, тем не менее, усилиями
сильной воли перенес свою жизнь в сродную для него среду пе-
редовых ученых своего века.
Если таких людей не много, то это доказывает не то, что
среда создает наш ум, а то, что каждый человек устремляется
в среду, подходящую для той ступени развития, которая им уще
достигнута. Таков закон: мы сами строим свой ум; если пос-
тройка хороша - мы пользуемся всеми ее преимуществами, если
дурна - мы сами испытываем ответственность за дурные ее
свойства.
Но этого мало: последствия мысли отражаются не на одном
творце ее. Нет ничего более ответственного, как мысль чело-
веческая, ибо ни одна сила так легко не передается другим,
как наши мысли. Зарождаясь в одном уме, они - в силу быстро-
ты и легкости своих вибраций, несравненно более быстрых, чем
свет и электричество,- легко передаются окружающим. Мысль
одного человека передается другому, мысль последнего - пер-
вому, завязываются нити, которые свяжут вместе людей к добру
или злу, определят для нашего будущего родных, друзей и нед-
ругов. Вот почему иные любят нас без всякой видимой причины,
а иные ненавидят как будто незаслуженно. Закон, исходящий
отсюдя, сводится к следующему: наши мысли, действуя на нас
самих, создают наш умственный и нравственный характер; бла-
годаря своему воздействию на других они завязывают кармичес-
кие нити, которыми люди будут связаны в последующем вопложе-
нии.
2. Желание связывает человека
с предметом желания
Желание и его высший вид, воля, являются самыми могучими
созидающими силами Вселенной.
Желания притягивают нас к тем или другим предметам внеш-
него мира, они образуют наши страсти, и они же определяют
судьбу человека в его посмертном состоянии в Чистилище.
Желания, т.е. внутренние влечения человека к внешним
предметам, притягивают его всегда в ту среду, где желания
эти могут получить удовлетворение: желание земных вещей при-
ковывает нашу душу к земле, высокие желания влекут ее к не-
бесам. Вот почему сказано: "Человек родится сообразно своим
желаниям(5)". Сознание этой истины должно служить для нас
предостережением, чтобы мы были разборчивы в своих желаниях
и не допускали в свою душу такие желания, которые могут за-
держивать наше развитие. К числу последних принадлежит мате-
риальное богатство.
Желания человека определяют место его воплощения. Если
они были нечистые, невоздержанные, зверские, они создадут
для его нового воплощения подходящее тело страстей, и это
тело устремит его в такую семью, в недра такой матери, кровь
которой может дать подходящий материал для его физич
|
|