|
Принципиальное отличие индийской и современной западной астрологии
Нужна ли нам индийская астрология? И если нужна, то зачем? Эти вопросы
возникают вполне естественно, так как большинство людей, читающих этот материал,
- сами астрологи и некоторые из них занимаются западной астрологией уже много
лет; живем мы, в общем-то, тоже на Западе (более или менее) - по крайней мере
не в Индии. Западная астрология вполне развита и успешно справляется со многими
задачами - так стоит ли заниматься еще и восточной?
Впервые с живой индийской астрологической традицией мне довелось встретиться
лет семь назад при консультировании индийца. Это был почтенного возраста
бизнесмен, много путешествовавший по миру, успешно занимавшийся разными видами
бизнеса, человек, воспитанный в индийской традиции, но широко европейски
образованный. Как он сказал, ему необходимо руководство в его деловой
активности. На первую же нашу встречу он принес десяток астрологических карт,
которые ему отдал его индийский астролог. Это были прямоугольные гороскопы,
которые до этого я видел только в книгах. Здесь же была довольно толстая
растрепанная пачка астрологических карт, из которой в то время я мог почерпнуть
весьма немного. Да и не стремился, так как работал только в западной системе.
Мистер Сингх, так звали клиента, сказал, что консультации с моим индийским
коллегой всегда были для него очень полезны. Астролог указывал ему не только те
сферы бизнеса, где он может преуспеть, но и страны, и даже конкретных людей и
точные периоды времени, успешные для того или иного предприятия. В частности,
тот рекомендовал ему как-то поехать в Африку и заняться там продажей
автомобилей, что мистер Сингх послушно сделал - и весьма преуспел на этом
поприще...
Вопросы моего индийского клиента отличались четкой конкретикой: 'что, где,
когда', и касались выбора сфер деловой активности, точного времени проведения
переговоров и подписания соглашений, характеристики деловых партнеров, выбора
места для офиса, определения точных временных границ напряженных и
благоприятных периодов для его деятельности, и так далее. Консультировался он
не реже раза в месяц (а если случались ответственные дела, то и чаще). По
правде говоря, эти консультации требовали от меня огромного напряжения сил
(учитывая еще, что их приходилось вести на английском языке), добавлял
напряжения и фактор сравнения с индийским астрологом, да и вообще - непросто
работать с человеком совсем другой культуры.
Один из вопросов, которые мистер Сингх довольно часто задавал, касался
некоторых его личностных особенностей, а в этой части его гороскопа был
довольно сильный отрицательный показатель. Честно говоря, я не решался
откровенно сказать ему об этом - еще срабатывала закваска европейской
'гуманистической' школы, которая ориентирует астролога в большой степени на
психотерапевтическую работу с клиентом, предписывает не говорить 'в лоб' об
отрицательных показателях, больше ориентировать на положительное, на высшие
духовные ценности и т.д и т.п., - что само по себе и неплохо, но только не
совсем соответствует тому, чего ждал от меня индийский клиент.
Только позже, при более близком соприкосновении с индийской астрологией, я
узнал, что индийцы, при всей своей фаталистичности и вере в неотвратимость
планетарных воздействий, используют так называемые упайи, или противоядия. Это
та часть астрологической традиции, которая связана не только с предсказанием
неблагоприятных планетарных воздействий, но и с эффективными способами
предупреждения или снятия этих воздействий заранее, до того, как они
сформировались, а также смягчение таковых, если их влияние удалось выявить
слишком поздно. Полностью избавиться таким образом от уплаты кармических долгов,
конечно, не удастся, - однако сильно отсрочить и, порой, смягчить расплату
вполне возможно. В свете всего этого, считается лучше указать клиенту сразу и
прямо на источник его неудач (как бы больно это ни было для его самооценки или
разрушительно для надежд на будущее), и посоветовать применить ту или иную
упайю (правда, в наших теперешних условиях можно использовать пока лишь
простейшие и не самые сильные средства из их богатого арсенала). Но, тем не
менее, несмотря ни на что, индийский клиент остался доволен нашим длительным
сотрудничеством, и продолжал консультироваться вплоть до самого своего отъезда
на родину. И это, так сказать, было лирическое вступление. А вот серьезно
заняться индийской астрологией меня побудили, как ни странно, проблемы
современной европейской астрологии.
Итак, некоторые соображения на этот счет. К настоящему времени западная
астрология разработала обширную и изощренную символическую систему
интерпретации натальной карты, а также транзитов, прогрессий и прочих
предсказательных гороскопов. Она отлично справляется с психологическим анализом
личности, помогает людям разрешить их внутренние проблемы, а следовательно - и
внешние, может вскрыть тонкие нюансы межличностных взаимоотношений, помочь
гармонизировать партнерские связи и т.д., и т.п. Это - несомненно сильная
сторона современной западной астрологии. Но когда дело касается конкретных
предсказаний, то здесь мы получаем не столь оптимистичную картину. Нельзя
сказать, что западная астрология здесь бессильна - нет, она способна делать
очень успешные прогнозы, мы с этим постоянно сталкиваемся в своей
профессиональной работе. Однако, успешность таких прогнозов в огромной степени
зависит от мастерства и таланта конкретного астролога - в первую очередь от его
так называемой интуиции. Роль техники здесь гораздо меньшая. Некоторые вполне
преуспевающие астрологи-консультанты оказываются совершенно беспомощными при
попытках точно и конкретно предсказать событие. (Это, конечно, вполне объяснимо,
труднее объяснить другое - зачем они своими беспомощными и нелепыми прогнозами
заполняют все средства массовой информации, - но это уже другая тема.)
Дело в том, что современная западная астрология, в том виде, в котором она
развивается сейчас в большинстве стран, основана на так называемой
гуманистической астрологии, возникшей в конце прошлого - начале нынешнего века.
Что это такое, все люди, серьезно интересующиеся предметом, знают, поэтому
углубляться не будем, лишь скажем, что чем более психологизированной и
'гуманистически направленной' является астрологическая школа - тем меньше ее
способность к успешному прогнозированию.
Ярким примером является известная европейская школа Астропсихологии. Сами ее
представители заявляют, что вероятность точности их прогнозов - 50-60 %. Судя
по всему, эта цифра несколько завышена для большей солидности. Что же это за
прогнозы? Это просто вероятность случайного попадания. Для таких прогнозов
астрология вовсе не нужна!
Дело в том, что такого рода современная западная астрология - это совсем не то
же самое, что западная средневековая астрология. Здесь во многом
преемственность нарушена, традиция прервалась, и многие звенья не восстановлены.
В прошлом западная астрология была гораздо более 'приземленной', ее мало
интересовал внутренний мир человека, нюансы настроения, проблемы
бессознательного и прочее. Значительное место в ней занимали конкретные
прогнозы, связанные с реальными, материальными событиями. И справлялась она с
этим, судя по истории, весьма неплохо.
В дальнейшем, в связи с определенными объективными историческими тенденциями, о
которых здесь нет места распространяться, традиция была прервана (к счастью не
везде одновременно, и не в равной степени). И новая западная астрология
развивалась в значительной степени в отрыве от своих корней, что, с одной
стороны, ее ослабило, а с другой - усилило, так как ей пришлось пускать 'новые
корни', обогащаться знанием многих современных гуманитарных дисциплин. Она
разработала такие темы, которые в старой астрологии совершенно не затрагивались.
По другому обстоит дело с индийской астрологией. Там традиция и линии передачи
не прерывались в течение тысячелетий. Да и само общество, все обычаи и условия
жизни людей на Востоке претерпели гораздо меньше изменений, чем на Западе. Там
к сохранению традиции в чистоте и неприкосновенности относятся с чрезвычайной
серьезностью и усердием. Так что все то, что утеряла в течение веков западная
астрология, поныне живо и успешно применяется в восточной астрологии. Она
по-прежнему, как и средневековая западная, осталась событийно ориентированной,
совсем не психологичной, однако чрезвычайно точной и эффективной в своих
предсказаниях.
Она пользуется почти всеми теми же символами и их комбинациями, что и
современная западная астрология, т.е. планетами, звездами и их
взаимоотношениями, но интерпретирует их совершенно иным способом. В силу
исторических и культурных особенностей Восток больше ориентирован на судьбу,
предопределенность, карму, точное исполнение предписанного судьбой.
Запад же в гораздо большей степени ориентирован на свободу воли, активное
создание своей судьбы - 'человек, который сделал себя сам' - это типично
западное определение, и оно на Западе звучит как похвала, чего нельзя сказать о
традиционном Востоке.
Здесь мы видим, что Восток и Запад как бы являются двумя противоположными
элементами универсального символа Инь-Ян, который, конечно же, всем знаком.
Символ этот пришел к нам с Востока, и сейчас устойчиво ассоциируется с Китаем,
с Дальним Востоком, - однако, он настолько древний, что возникновение его
относится скорее всего к тем временам, когда ни Китая, ни монголоидов, ни
вообще каких-то рас в современном понимании не было и в помине. Он несомненно
является универсальным и, вероятно, уже был 'в ходу' задолго до появления
современного 'разумного' человека.
И Запад здесь несомненно представляет Ян: активную, жесткую, концентрированную,
мужскую составляющую, а Восток - Инь: женскую, мягкую, пассивную, медитативную.
В астрологии же сложилась на первый взгляд парадоксальная ситуация: современная
западная астрология несомненно олицетворяет Инь - она ориентирована на
внутреннее, психологическое, субъективное, в большой степени она основана на
интуитивном проникновении в суть проблемы, требует своего рода медитации над
символами для того, чтобы вынести точное суждение. Она достигла больших успехов
в области астрологии личности, решения внутренних проблем человека.
Индийская же астрология непрерывно развивалась в одном традиционном направлении,
как утверждается, на протяжении примерно шести тысяч лет - естественно, что
она достигла в своей области удивительных результатов. Индийская астрология
олицетворяет Ян - она жестко ориентирована на внешние объективные события,
требует использования очень конкретных и четких правил, без всякого
психологизма и анализа внутренних побуждений. Она достигла поразительных
успехов в точном прогнозировании событий в жизни человека.
Отсюда следует важный вывод: западному астрологу имеет смысл овладеть индийской
астрологией, чтобы придать целостность своему искусству - он будет одинаково
хорошо владеть обоими элементами в этой области - и Инь, и Ян. Тогда этому
астрологу 'не будет равных в Трех Мирах', как говорят индийцы.
Еще один важный момент - в последнее время на Западе, а теперь и у нас в стране,
возник интерес к старым традиционным астрологическим техникам, астрологи
стремятся вернуться к своим корням, чтобы понять, чем же на самом деле является
их искусство: ведь сейчас, в конце XX века, мы утеряли ту метафизическую и
философскую основу, на которой зиждется астрологическое знание. Астрологические
техники становятся самоцелью, их придумывают во множестве, не говоря уже о том,
что почти каждый, впервые прочитавший более или менее специальную книгу по
астрологии стремится создать свою, новую, незаемную астрологическую систему.
Это свидетельствует о том, что начинающий астролог не понимает сущности
астрологического знания, не понимает смысла астрологических техник и не имеет
прочного фундамента под ногами, складывающегося из осмысленных метафизических
понятий.
Старые греческие, латинские и арабские астрологические труды помогают
воссоздать полную картину астрологического знания и восполнить имеющиеся
пробелы, но только индийская астрологическая традиция сейчас сохранилась
полностью и дает нам возможность не только понять многое из утраченного
западной традицией, но и восстановить конкретные старые техники. В первую
очередь это система даша - планетных периодов и подпериодов, которая и дает
возможность индийским астрологам делать столь точные предсказания (вплоть до
минут!). Отзвуки этой системы мы можем встретить в редуцированной системе
фирдаров, которую сейчас восстанавливают по арабским и латинским источникам
американские астрологи Роберт Золлер и Роберт Хэнд. Но в индийской традиции эта
система является уникальной - детально разработанной и полной.
Второй важный момент, практически отсутствующий в западной астрологии - это уже
упоминавшаяся система упайя, или противоядий, позволяющая снизить негативное
воздействие планетарных энергий.
И третий момент - это кармические связи, или кармическая астрология. На Западе
она представлена в изобилии книгами авторов, трактующих эту тему в сугубо
психологическом, а порой и откровенно фантастическом ключе. Не зная традиции,
эти авторы вносят путаницу своими книгами в умы начинающих астрологов.
Индийская же философская, астрологическая и религиозная традиция зиждется на
этих ключевых понятиях, и при трактовке гороскопа здесь учитываются не просто
отдельно взятые факторы (к тому же произвольно трактуемые и неверно понятые), а
весь комплекс планетарных взаимодействий, показывающий вид кармы, типы
отношений и т.д. и т.п. - что совершенно необходимо знать, понимать и с чем
нужно уметь работать серьезному западному астрологу, претендующему на овладение
'кармической' астрологией.
Но здесь следует сделать одно очень важное замечание: индийская астрология,
повторим, пользуется почти всеми теми же символами и их комбинациями, что и
современная западная астрология, т.е. планетами, звездами и их
взаимоотношениями, но - интерпретирует их зачастую совершенно иным способом.
Отсюда правило: никогда не смешивать эти два метода в процессе работы -
пользоваться обоими, но ни в коем случае не переносить толкования и правила из
одной системы в другую.
Объединять и синтезировать следует лишь результаты вычислений и анализа,
проведенных изолированно по двум разным системам. В противном случае получится
ни то ни се - такая астрология не будет работать вообще! К сожалению, сейчас
есть некоторые астрологи в нашем Отечестве, которые очень широко пользуются
техниками и понятиями из арсенала индийской астрологии, но называя ее
по-другому, механически перенося их в западную систему и смешивая несовместимое.
Практические результаты - удручающие, однако, терминология звучная и
загадочная, теории - завлекательные и романтичные, и в итоге множество искренне
интересующихся людей попали на удочку лжевосточных 'пророков', которые сами
давно и бесповоротно запутались в лабиринтах собственных фантазий.
Сейчас для всех, кто серьезно интересуется астрологией, появилась прекрасная
возможность познакомиться с древней индийской системой непосредственно из уст
живого носителя традиции. В конце июня в Москве проходила очередная Летняя
астрологическая школа. На нее был приглашен знаменитый индийский астролог К.Н.
Рао. Он читал интенсивный курс по теме: Карма и перевоплощение в индийской
астрологии.
Доктор Рао - удивительный человек, сочетающий в себе, казалось бы несочетаемое.
Он с детства был приобщен своей матерью, опытным астрологом, к миру
традиционной индийской астрологии, развивался как астролог в русле жесткого
следования передающимся через столетия древним секретным методам традиционного
обучения и практикования астрологии. Астрология для него - священная дисциплина,
неотделимая от духовного саморазвития и религиозного служения. Он признает
астрологию только как науку самосовершенствования и помощи другим обрести свой
путь. Доктор Рао очень традиционен и даже консервативен в этом вопросе, и также
строго требователен к тщательному следованию древним неискаженным методам и
техникам.
В то же время, он широко делится своими знаниями со всеми, кто серьезно
интересуется астрологией, и он не делает секрета из своих традиционных методов,
- хотя это и идет вразрез с требованиями большинства индийских профессиональных
астрологов. За это он неоднократно подвергался и подвергается нападкам с их
стороны. Но мистер Рао считает, что наступает эра Глобальной астрологии.
Человечество давно уже не может делиться на мелкие изолированные группки,
каждая со своими тайнами и секретами духовного развития. Сейчас, в эпоху
тотальной технизации и прогрессирующей духовной деградации общества, встает
вопрос о сохранении и пропаганде тех невидимых сокровищ, которые еще
сохранились в некоторых более или менее закрытых и изолированных традиционных
сообществах. Только это сейчас может спасти Традицию от вымирания, а
следовательно, и все человечество от духовной смерти.
|
|