|
пережила экономический и политический взлёт. Понятно, что многим в истерической
скорби тех дней казалось, будто со смертью королевы на рубеже веков рушится мир,
грядёт катастрофа.
Имелись, разумеется, и другие мнения. Пусть их было меньшинство, но
упомянуть о них стоит. Один из современников писал: «Относительно личности
королевы избегают говорить всё, что думают. Из того, что я слышал о ней,
явствует, что в последние годы своей жизни она была довольно банальной
почтенной старой дамой и напоминала многих наших вдов с ограниченными взглядами,
без всякого понимания искусства и литературы, любила деньги, обладала
некоторым умением разбираться в делах и некоторыми политическими способностями,
но легко поддавалась лести и любила её… Впрочем, публика стала видеть в этой
старой даме нечто вроде фетиша или идола…»
Но в конце концов о свойствах личности и чертах характера можно говорить
бесконечно, имея при этом самые разнообразные мнения, однако о королеве
благополучие её страны скажет больше самых красноречивых слов. А у детей и
внуков Виктории были ещё более веские основания чтить умершую за бережливость,
предприимчивость и те богатства, которые подарила она царствующему британскому
дому. Более четырех десятков потомков оставила Виктория после смерти, почти во
все династии Европы «проникли» её наследники. «Викторианство» до сих пор
вспоминается в Англии как райское, благословенное время. И если даже всё было
вовсе не столь безмятежно, как теперь представляется, каждому государству нужна
«своя Виктория», как миф о «теплом», «уютном» «времечке», в которое и погода
была лучше, и женщины красивее, и дети не взрослели, и старики не старились…
ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ
(1831—1891)
Русская писательница и теософ. Путешествовала по Тибету и Индии. Под
влиянием индийской философии основала в 1875 году в НьюЙорке Теософское
общество.
Одна из самых закрытых для женщин областей деятельности — философия,
рефлексивная мыслительная работа. Может быть, пожитейски дамы подчас и умнее
сильного пола, однако в эмпиреи отвлечённого знания они поднимаются с большим
трудом, да и то на уровне школьной программы. Пожалуй, единственной женщиной в
мире, которая не побоялась проникнуть в дебри сложных умозрительных конструкций,
была Блаватская. Да и то, изыскания Елены Петровны с большим трудом можно
назвать чисто философскими, это, скорее, оккультизм, связанный с религией.
Соотечественникам остаётся только гордиться, что из обычной русской
барышни выросла такая удивительно нестандартная личность. Среди предков Елены
Петровны было много исторических личностей России, Франции, Германии. Девочка
воспитывалась в основном в семье бабушки по матери, образованной, можно сказать,
исключительной женщины. Она переписывалась со многими знаменитыми
естествоиспытателями, один из которых даже назвал в честь неё найденную им
ископаемую раковину — VenusFadeeff. Бабушка завела в доме загадочный кабинет,
который воспламенял живое воображение маленькой Блаватской. Много диковинных
вещей видела девочка, проникая за таинственную дверь — чучела разных зверей и
птиц, яркие цветы на стене. Приходя в бабушкин кабинет, девочка садилась на
чучело чёрного моржа, и в сумерках ей казалось, что зверь начинал шевелиться.
Немудрёно, что именно здесь, как утверждала Блаватская, ей и являлся впервые её
учитель — индус в белой чалме, всегда один и тот же.
Её мать занималась литературным трудом — довольно редкая для женщины
профессия в середине прошлого века. Читающей публике она была известна под
псевдонимом Елизавета Рва. Её называли русской Жорж Санд. Когда Лене
исполнилось одиннадцать, её двадцативосьмилетняя мать умерла. С тех пор девочку
стали преследовать «голоса» и с ней начали случаться странные необъяснимые
происшествия.
Однажды когда она упала с лошади, то ясно почувствовала чьито руки,
которые поддерживали её, чтобы она не разбилась. Другой случай произошёл с
Блаватской, когда она была ещё совсем крошкой. Высоко на стене висела картина,
задёрнутая белой материей, которую девочка по детскому любопытству непременно
хотела посмотреть. Она соорудила пирамиду из двух столов и влезла на неё,
упираясь рукой в пыльную стену. В то мгновение, когда девочка отдёрнула уголок
занавески, она потеряла равновесие. И больше она уже ничего не помнила.
Очнулась она совершенно невредимая, на полу, столы стояли на своих прежних
местах, занавеска на картине была задёрнута, и только след маленькой ручки на
стене доказывал, что случившееся происходило наяву. Вот такие удивительные
истории происходили в детстве с Еленой Петровной.
В восемнадцать лет она вышла замуж за пожилого непривлекательного
господина Блаватского. Поговаривали, что она сама сделала ему предложение, а
следующие три месяца после свадьбы отбивалась от мужа, который требовал от неё
выполнения супружеских обязанностей.
Второй период жизни Блаватской известен мало. По официальной версии,
почерпнутой из её биографии, изданной в России в 1997 году, Блаватская
путешествовала: из Константинополя поехала в Египет, потом в Афины. Объездила
Малую Азию и Северную Африку, изучала языки, общалась с бедуинами и
африканскими колдунами. В 1851 году она встретила Махатму Мориа, главу
эзотерической философской школы «Белое братство», которая базировалась в
монастырях Тибета. Все последующие годы Махатма посылал Елене Петровне
таинственные послания — письма в маленьких конвертиках, которые падали
|
|