|
общества попрежнему был Льюис, а Элиот всегда сидела в стороне, в неизменном
своём вольтеровском кресле, защищённая от лампы широким абажуром, и посвящала
свой разговор лишь одному какомунибудь избраннику.
Положение Элиот в обществе представлялось весьма курьёзным. С одной
стороны, она нарушила нормы морали, деля постель с человеком, который не
являлся её мужем, да ещё и при живой жене. С другой стороны, авторитет Элиот
как писательницы был столь непререкаем именно в вопросах нравственности, что на
неё в Англии взирали как на наставницу, учителя жизни, Сивиллу. Сама королева
Виктория, славящаяся строгими моральными принципами, была ревностной
почитательницей Элиот и рекомендовала романы писательницы своим внучкам.
В 1878 году Льюис скончался. Казалось бы, Элиот, потеряв такого
преданного друга, должна была впасть в отчаяние, однако, спустя несколько
месяцев после кончины мужа, она, несмотря на преклонный возраст, вышла замуж
вторично. И снова её брак потряс общественность английской столицы. На этот раз
её избранником стал неженатый, свободный, но тридцатилетний Джон Уолтер Кросс.
С. Ковалевская, приглядываясь к союзу Элиот и Льюиса, находила, что Мэри
сошлась со своим другом без страсти, а, скорее, по расчёту. Она сопроводила
свои выводы тонкой психологической подоплёкой, указывая, что их брак не нашёл
отражения ни в одном произведении Элиот, в то время как любая волнующая
писательницу деталь немедленно освещалась на страницах её романов.
Следовательно, рассуждала Ковалевская, роман с Льюисом не задевал души Элиот,
да и вообще, судя по сочинениям Мэри, в ней много было рассудочности, логики и
совсем немного — чувства. Союз с Льюисом был, наверное, хорошо обдуманным шагом,
поступком, которым она определила свою будущую жизнь.
С последним законным мужем всё было, вероятно, не так. Постаревшая Элиот
любила этого доброго, глуповатого красавца. «Больше всего поражали в нём… карие
глаза, простодушные и преданные, как у большой ньюфаундлендской собаки, и рот,
который по своему тонкому очертанию и нервному подергиванью губ скорее шёл бы к
женскому лицу и както даже противоречил вполне здоровому, откровенному
выражению всей остальной фигуры». Элиот попрежнему выглядела старухой, не
утруждала себя, чтобы смотреться молодящейся рядом со «свеженьким» мужем, но в
ней не проглядывало и тени беспокойства или озабоченности мнением окружающих.
Никто так и не узнал истинного намерения молодого человека, женившегося
на знаменитой писательнице. Он, кстати, был достаточно обеспечен, чтобы желать
завладеть состоянием Элиот, да и наша героиня была достаточно умна и цинична,
чтобы обещать молодому мужу часть своего богатства — она предусмотрительно
завещала нажитое детям Льюиса от первого брака, искупая тем самым вину перед
ними. Возможно, Кросс действительно любил свою жену и преклонялся перед её умом,
возможно, он решал свои внутренние психологические проблемы. Жаль, что
дальнейшей жизнью мужей знаменитых жён история не интересуется, и мы не знаем,
как сложилась судьба Кросса после смерти Элиот. Может быть, зная это, мы бы и
приоткрыли тайну последних лет нашей героини.
Во многих своих романах Элиот любила разрешать труднейшие жизненные узлы
смертью. Так было в «Мельнице на Флоссе», когда Магги, героиня, умирает,
пожертвовав своей любовью ради кузины. В «Миддлмарче» мистер Казабон уходит из
жизни, не дождавшись доведения конфликта до логического конца. Смерть в
произведениях Элиот становилась примирительницей всех проблем, в которые
затягивали её героев человеческие страсти. Когда однажды об этом сказали
писательнице, она ответила: «Неужели вы не замечали, что в жизни действительно
так и бывает? Я лично не могу отказаться от убеждения, что смерть более логична,
чем обыкновенно думают. Когда в жизни положение становится чересчур натянуто,
когда нигде не видать исхода, когда обязанности, самые священные, взаимно
противоречат одна другой, тогда является смерть, внезапно открывает новые пути,
о которых никто и не думал прежде, и примиряет то, что казалось непримиримым.
Сколько раз случалось уже, что доверие к смерти придавало мне мужество жить».
Элиот знала, что говорила… Она скончалась неожиданно, так и не успев
надоесть своему юному мужу, не пережив своей популярности.
КОРОЛЕВА ВИКТОРИЯ
(1819—1901)
Королева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии.
Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше,
чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора —
Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни! И пусть Англия XIX века уже не
была абсолютной монархией, а Виктория не имела полномочий диктатора, пусть
казной государства распоряжались премьерминистры и банкиры, королева стала
символом целой эпохи, в которую, ни много ни мало, уместилось почти все прошлое
столетие Великобритании.
Виктория заняла трон, покрытый комьями грязи, которую «нанесли» в
британский царствующий дом её предки, не слишком заботившиеся о репутации
династии. Они полагали, что королям и королевам можно все, а потому не
отказывали себе в сомнительных удовольствиях. Виктория за долгие годы правления
смогла обесцветить многие пятна, в том числе и кровавые, украшавшие английскую
корону; она полностью изменила мнение общества о монархии. Из вертепа, который
терпели лишь по привычке, боязни перемен и почтении перед высоким
происхождением, британская династия превратилась благодаря Виктории в оплот
семейственности, дедовской стабильности и незыблемой морали.
Наша героиня смогла, что называется, вовремя перестроиться и создала
|
|