|
вероятно, уже сама не знала, что реальнее: скучная повседневность Хауорта или
бурные события, происходящие в фантастической Ангрии. «Мало кто поверит, —
записала она в дневнике, — что воображаемая радость может доставлять столько
счастья».
Но Патрик Бронте попрежнему был озабочен тем, что ему не удалось решить
проблему образования дочерей. Эмили после ужасов частного пансиона наотрез
отказалась покидать Хауорт, да и денег у сельского пастора было так мало, что
даже на устройство одной Шарлотты в приличное заведение Маргарет Вулер пришлось
разжалобить крёстную. Пансион в Роухеде, где старшая Бронте готовилась стать
гувернанткой, славился в округе своими гуманными методами воспитания и хорошим
образованием. Кроме того, Шарлотта обрела здесь подружек, которые впоследствии
поддерживали её в трудные минуты всю жизнь.
Пока старшая сестра полтора года жила в пансионе, младшие, Энн и Эмили,
очень сблизились. Брэнуэлл, чей статус единственного сына, а также бесспорный
ум внушал девочкам уважение, не был склонен разделять игры сестёр. Тогдато Энн
и Эмили придумали своё соперничающее королевство Гондал. Это, конечно, было
сродни мятежу, но малопомалу Гондал приобрёл независимость от Ангрии, и когда
возвратилась Шарлотта, младшие сестры уже вовсю фантазировали автономно. Гондал
представлял собой огромный скалистый, обдуваемый холодными ветрами остров в
северной части Тихого океана. Этот край сестры населили людьми сильными,
свободолюбивыми, наделив их богатым воображением и бурными страстями. Здесь,
как и в Ангрии, не утихала вражда, плелись интриги, зрели заговоры, велись
войны, совершались великие подвиги и кровавые злодеяния. Это был мир,
наполовину созданный буйной фантазией подростков, наполовину вычитанный из книг
Вальтера Скотта и Анны Радклиф.
Со временем фантазиям сестёр стало тесно соседствовать друг с другом.
Подросшая Энн вскоре оставила своё королевство, Эмили придумала новый,
расположенный в тропических широтах остров Гаалдин. Многие впечатлительные дети
углубляются в придуманный им мир, но мало кто так и остаётся в нём пожизненно:
Эмили превратила детский миф в почву и арсенал для своей поэзии. Она рано
начала писать стихи, не помышляя быть услышанной: возможно, при её скрытности
поэзия была единственным способом самовыражения. Значительная часть стихов
Эмили связана с мифом о Гондале. Главная героиня — «роковая женщина» королева
Августа Джеральдина Альмеда. Высокомерная, жестокая, деспотичная, она несёт
гибель своим мужьям, возлюбленным, детям.
И если экзальтированная, нелюдимая Эмили осталась пленницей сказочных
стран на всю жизнь, то для Энн путешествие в фантастический мир было интересной,
увлекательной, но всё же детской игрой. Как и старшие сестры, Энн не
отличалась крепким здоровьем, весёлостью и легкомыслием, но при всей своей
нежности и склонности к рефлексии Энн в большей степени, чем другие, была
наделена душевной силой и стойкостью. И если следующая попытка получить
профессию гувернантки в пансионе мисс Вулер для Эмили снова закончилась
неудачей (она не могла жить вне родного дома, «в чужих людях»), то Энн в 1838
году с отличием завершила обучение.
Идеальное представление о викторианской девушке включало безоговорочную
жертвенность во всём, что касается семьи — именно так и воспитывались сестры
Бронте. Шарлотта и Энн, едва достигнув совершеннолетия, отправляются на
нищенские, унизительные «гувернантские хлеба» Однако даже здравомыслия Энн не
хватает для того, чтобы прижиться в новой должности, столь тяжёлой
представляется положение воспитательницы в богатом доме и столь
неприспособленными к жизни выросли будущие писательницы.
Ещё более беспомощным, чем сестры, оказывается единственный сын Патрика
Бронте — Брэнуэлл. А ведь он от природы был не менее одарён, чем его сестры —
имел талант художника и писателя. Вероятно, возлагая на него много надежд,
Патрик Бронте простонапросто «перегнул палку» и впечатлительный юноша сломался
под грузом ответственности. Попытка Брэнуэлла покорить Лондон своими рисунками
не удалась, мало того, брат вернулся вскоре в Хауорт, растратив все семейные
деньги, которые ему собирали по крохам сестры, и придумав красочный рассказ о
собственном ограблении. Однако впечатления большого города неожиданно усилили
амбиции болезненного юноши, теперь он убеждал окружающих, что настоящее
призвание его вовсе не живопись, а литература, и с самомнением провинциала
Брэнуэлл написал письмо редактору знаменитого в то время журнала с предложением
сотрудничества. Естественно, что ответом было презрительное молчание. Неудача
постигла старшего Бронте и в создании собственной художественной студии. Место
домашнего учителя в богатом доме Робинсонов брату выхлопотала Энн, которая,
наконец, смогла прижиться в роли гувернантки у новых хозяев. Но Брэнуэлл
разрушил и это хрупкое благополучие. Он влюбился в миссис Робинсон, признался
ей в своём чувстве, домогался взаимности и после того, как та сообщила обо всём
мужу, был выдворен из хозяйского дома. Вместе с ним хорошую работу вынуждена
была оставить и Энн.
Несчастная любовь вывела болезненную натуру Брэнуэлла из равновесия. Он
ударился в горькое пьянство, и жизнь в Хауорте превратилась с тех пор в
сплошной кошмар: любимый брат с быстротой снежного кома катился с горы в
пропасть, впадая в депрессию, и в конечном счёте — безумие.
Вообще, все семейство Бронте сопровождало фатальное невезение в личной
жизни. Эмили ни разу не познала радости любви. Даже появление в Хауорте
обаятельного священника Уильяма Уэйтмена, которое вызвало у обитателей женской
половины дома весёлое возбуждение, так как молодой человек успевал оказывать
равное внимание всем девицам, не тронуло души загадочной Эмили. В произведениях
средней сестры Бронте читатель найдёт множество строк о любви, однако чувство
|
|