|
Однако счастье никогда не бывает долгим. Вскоре актриса тяжело заболела,
у неё открылся туберкулёз. Она навсегда потеряла возможность петь и только
самоотверженная забота графа помогла ей подняться на ноги. 15 декабря 1798 года,
на фоне смертельной опасности, нависшей над жизнью любимой женщины, граф,
наконец, решился дать вольную своей крепостной актрисе. Это событие вызвало
новую волну толков. Вольную получила и вся семья Ковалёвых.
Много раз на шереметевской сцене шли сентиментальные пьесы, в которых
простые крестьянки неожиданно оказывались дворянками и тем самым обретали права
людей благородного происхождения. Граф мучительно обдумывал способы превращения
своей «преступной» связи во вполне законную, и сочинённый им «спектакль»
оказался последним в шереметевском театре. За большие деньги стряпчий подобрал
из архивов необходимые факты, будто ведёт свой род Параша Ковалёва из древней
дворянской польской фамилии Ковалевских и будто предок её Якуб оказался в 1667
году в русском плену и будто его потомки нашли пристанище в доме Шереметевых.
6 ноября 1801 года граф вступил в брак с Прасковьей Ивановной Ковалёвой,
однако венчание проходило в строжайшей тайне. Решиться на огласку Шереметев не
посмел.
Сына Параша рожала уже смертельно больная. 3 февраля 1803 года, когда
ребёнок появился на свет, его немедленно унесли от матери: боялись, что
младенец заразится от больной. Бедная женщина ещё двадцать дней провела в
мучительном бреду, просила, чтобы ей показали сына. Подруги подносили его к
дверям спальни, она немного успокаивалась. В предчувствии кончины жены Николай
Петрович занялся судьбой сына. Скрывать брак дальше было бессмысленным, и граф
обратился со слёзным письмом к государю Александру с просьбой признать
законность прав своего наследника.
В ночь на 23 февраля Параша Жемчугова умерла. Похороны её отличались
пышностью и… полным отсутствием знатных господ. Аристократический мир и после
смерти не признал простолюдинку.
В память о покойной Николай Петрович, преданно любивший свою жену,
построил в Москве на Сухаревой площади «странноприимный дом». В уставе его
говорилось о том, что дом должен «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста
бедным невестам приданое». Ныне в этом здании находится знаменитый Институт
скорой помощи имени Склифосовского. Поистине, неисповедимы пути господни…
МАДАМ РЕКАМЬЕ
(1777—1849)
Жена парижского банкира, салон которой был модным политическим и
литературным центром, постепенно объединившим людей, оппозиционно настроенных
по отношению к Наполеону I. По распоряжению Наполеона I в 1811 году была
выслана из Парижа. Вернулась в 1814 году. В 1819 году переселилась в монастырь
АббеоБуа, где в её салоне собирались политические деятели, литераторы, учёные.
Сама эта женщина как будто бы ничего не сделала. Но, оказывается, можно
быть просто хорошим человеком. На примере мадам Рекамье убеждаешься в
правдивости известной поговорки — хороший человек — тоже профессия, да ещё и
какая нужная. Во всяком случае эта блестящая женщина помогала многим художникам,
поэтам, писателям, тратя богатства своего мужа, и осталась в памяти потомков
благодаря своему знаменитому салону.
В её жизни многое очень запутанно и непонятно. Первая тайна, которая
будоражит наше воображение, тайна её замужества. Девичья фамилия мадам — Бернар.
Очаровательная мать ЖанныФранцискиЮлииАделаиды (таково полное имя нашей
героини) передала дочери свою красоту и умение за ней ухаживать. Некоторые злые
языки утверждали, что заодно дочка получила в наследство и маменькиного
любовника. Во всяком случае банкир Рекамье не скрывал, что старшая мадам Бернар,
замужняя женщина, вызывала его симпатию. Окружающие же выражались более прямо:
якобы ЖаннаФранциска — родная дочь банкира и он решился попросить её руки,
чтобы богатство не уплыло из семьи, ибо одинокому мсье Рекамье некому было
передать нажитое. Было ли это правдой, трудно сказать. Известно лишь одно —
старый муж никогда не прикоснулся к своей избраннице как мужчина.
Свадьба состоялась в самый разгар политических потрясений во Франции в
1793 году. Невеста неожиданно оказалась счастлива, что видно из её писем, хотя
сложно представить себе молодую девушку, у которой муж — всего лишь друг,
счастливой.
Время смут быстро миновало, и нравы Франции после революции приобрели
некоторую фривольность. Воспитание, полученное мадам Рекамье в юном возрасте,
пригодилось теперь, когда мода стала эксцентричной, вызывающей. Жюльетта (так
часто её называл муж) вспомнила, как мать учила её одеваться, причёсываться, и
её уроки не прошли даром. Мадам Рекамье блистала в прекрасных туалетах — всегда
в белом платье, с обнажёнными ногами в котурнах и изумрудами на пальцах рук,
она заставила Париж говорить о своей красоте и изысканности.
Жак Рекамье, гордый своей женой, купил ей замок, в котором молодая
женщина получила возможность исполнить давнюю мечту — устроить салон для
приёмов замечательных людей своего времени. Согласитесь, не каждый сможет
удержать и даже заинтересовать знаменитостей. Мадам Рекамье сумела стать
настоящим центром притяжения для культурной элиты. Причём делала она это не
только в Париже, и не один десяток лет. К ней тянулись в любом местечке, где
она волей судеб оказывалась, и длилось это паломничество в салон мадам Рекамье
всю её жизнь.
|
|