|
ожидала напряжённая политическая жизнь. Писательница понимала, что возвращение
Бурбонов на трон неприемлемо для Франции, поэтому со свойственным ей чутьём она
сама выбирала претендента на власть. Однако победители Наполеона восстановили
династию прежних королей. И всё же пятнадцать лет спустя, в 1830 году,
претендент, которого поддерживала Жермена, стал королём ЛуиФилиппом. Но
случилось это уже после смерти де Сталь.
21 февраля 1817 года Жермена отправилась на приём, устроенный главным
министром Людовика XVIII. Она упала, когда поднималась по ступеням. Произошло
кровоизлияние в мозг. Жермена де Сталь скончалась в знаменательный день начала
Великой французской революции — 14 июля.
ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА КОВАЛЁВАЖЕМЧУГОВА
(1768—1803)
Русская актриса, певица (сопрано). До 1798 года была крепостной. С 1779
года выступала в театре Шереметевых.
Многие биографы этой женщины сокрушаются по поводу несчастной судьбы
бедной крепостной актрисы, сочувствуют её подневольному положению, делают её
едва ли не символом страдальческой участи художника на Руси, забывая почемуто
при этом, что Параша Жемчугова имела в своей жизни все — любимое дело, в
котором была вознесена на пьедестал славы, любимого человека, который души в
ней не чаял, и наконец — богатство и неограниченную власть над всеми, кто
находился в неволе у её мужа. Жемчугова, безусловно, была талантлива, но
сколько их прекрасных, гениальных русских актрис канули в Лету только потому,
что в отличие от удачливой Параши не смогли обрести всесильного покровителя.
Так что, если и считать Жемчугову символом, то скорее, почти чудесным — как
может повезти женщине, от рождения имеющей только неплохие природные данные.
Фамилия Шереметевых принадлежала к числу самых богатых и знатных семей
России. Её отпрыски сорили деньгами, роскошествовали и привыкли ни в чём себе
не отказывать. Так что, когда дворянская среда после петровской эпохи заболела
театроманией, граф Шереметев Пётр Борисович отдался новому увлечению с размахом
хорошо обеспеченного человека.
Поначалу в доме графа устраивались любительские спектакли, в которых не
стеснялись представлять роли самые знатные вельможи екатерининского двора. Так,
посетившую Шереметева императрицу «угостили» постановкой с участием самого
Петра Борисовича и его юного сына Николая. Вероятно, уже тогда молодой граф
«заболел» театром.
Средств для оформления спектаклей не жалели. Представления своей
роскошью не уступали дворцовым. Участники и особенно участницы их
демонстрировали со сцены свои лучшие фамильные драгоценности. Как сообщали
«СанктПетербургские ведомости», во время одного из спектаклей у Шереметевых на
четырех великосветских любительницах «одних бриллиантов было на два миллиона
рублей».
Постепенно лёгкое увлечение Мельпоменой переросло у Шереметьева в
подлинную страсть, и он занялся устройством домашнего театра в своём
подмосковном имении Кусково. Но серьёзное дело требовало профессионального
подхода, и прежде всего необходимы были настоящие, занимающиеся сценой не время
от времени, а постоянно, актёры. Благо, Шереметев имел в собственности около
тысячи крепостных душ. Имто и предстояло решить проблему графского театра.
Восьми лет отроду была взята в барский дом Параша Ковалёва, живая
востроглазая девочка с утончёнными не крестьянскими манерами.
Трудно сказать, по каким параметрам отбирали кандидатов для обучения
актёрству, но Парашу почемуто сразу выделили и отдали на воспитание одинокой,
скучавшей княгине Марфе Михайловне Долгорукой. Сытая барская жизнь после
безрадостного раннего детства показалась Параше чуть ли не сказкой. Граф любил
устраивать в великолепном кусковском парке, что называется, народные гуляния.
Московская публика в назначенные дни валом валила в имение гостеприимного
«креза старшего» — так называли в аристократических гостиных Петра Борисовича
Шереметева.
В такие дни дворовых тоже звали в парк. Девушек и молодух обряжали в
шёлковые русские сарафаны. Молодым мужикам и парням выдавали разноцветные
кафтаны и персидские кушаки. Когда же господа и гости выходили после обеда на
балкон — холопы должны были петь и плясать, дуть в рожки и играть на балалайках
и деревянных ложках. Параше же разрешалось беззаботно бегать среди веселящихся
и играть в пятнашки.
Пышные гуляния, роскошь обстановки не могли не впечатлять, не поражать
воображение. Девочка с восторгом и завистью наблюдала за крепостными актрисами,
мечтая о том дне, когда она в нарядном платье так же выйдет на сцену и будет
петь арии. Надо сказать, что Параша получила в доме княгини Долгорукой
прекрасное образование — она много читала, обучилась французскому, музицировала
и овладела правилами этикета. Теперь её уже мало что связывало с бедным
родительским домом, где «воевал» пьяницаотец.
Пока Параша подрастала и становилась настоящей барынькой, младший
Шереметев набирался умуразуму за границами. То, что он увидел во Франции,
Голландии, посещение изысканных аристократических салонов, знакомство с трудами
Монтескьё, Дидро, Руссо необычайно повлияло на мировоззрение молодого графа.
Стоит только упомянуть, что его библиотека насчитывала более шестнадцати тысяч
томов, причём значительную часть составляли книги о театре и музыке.
Четыре года, проведённые в путешествии, не прошли даром для Николая.
|
|