|
друга. Приближались решающие битвы за власть со взрослеющим Петром, а она
осталась без опоры.
Наталья Кирилловна проживала в Преображенском. Изредка из села доходили
сведения, что юный царь забавляется с потешными полками, много пьёт, дебоширит
и вообще лишён всякой солидности, свободно сходится с простолюдинами. Софья все
больше и больше убеждалась в том, что именно она, со своим умом необходима
русскому государству.
Заговор, составленный царицей против Петра, не удался. Справедливости
ради стоит сказать, что молодой Пётр вёл себя не слишком мудро, но в решающий
момент возле него оказались опытные люди. Россия хотела видеть на престоле
сильного энергичного правителя и с трудом смирялась с женской властью.
Сказывались и многолетние русские традиции, и личное необаяние Софьи, неумение
её ладить с приближёнными. Царицу постепенно предавали все — близкие бояре,
стрельцы, патриарх. Когда Софья поняла, что поражение неизбежно, она решила
запросить мира, но послы словно растворялись в Троицком, где Пётр спасался от
провокаций царицы. Тогда Софья сама поехала на переговоры в монастырь, но её не
пустили. Как бы ни была взбешена царица, оставшись совсем одна, она ясно
увидела, что сопротивление бесполезно и поселилась в Новодевичьем монастыре.
Последний всплеск стрелецких волнений Россия пережила весной 1698 года.
Софья ждала этих выступлений и, хотя не принимала активного участия, надеялась,
что ненавистный Пётр не сможет удержаться у власти, что разочарованные и
просветлённые соотечественники падут у её ног, призывая на трон. Однако и
последнее восстание закончилось кровавыми расправами. А Софья не была забыта:
перед её кельями царь повелел повесить 195 человек, из которых трём, висевшим
перед самими её окнами, вложены были в руки показания о письмах, которые писала
царица, подстрекая к бунту. И долго, целых пять месяцев, имела возможность
царица любоваться на истлевающие человеческие тела и вдыхать едкий трупный
запах.
Вскоре царица Софья стала инокиней Сусанной, имя всесильной владычицы
было забыто. Россия вступила в Петровскую эпоху.
СВЯТАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ
(ок. 1719—1730 — ок. 1794—1806)
Святая русской православной церкви. Канонизирована в 1988 году.
Имя Ксения означает «чужестранка», или «странница». Когдато богатая
римлянка Евсевия, желая всецело послужить Богу, тайно ушла из семьи, чтобы
стать монахиней. Своим подругам она сказала: «Вы знаете, что я странствую,
оставив дом и родителей ради Бога. Отныне и вы зовите меня не Евсевией, а
Ксенией, так как я не имею здесь постоянного жительства, но странствую вместе с
вами в этой жизни, ищу будущего». Такой же «чужестранкой» в миру была и святая
Ксения Петербургская, совершившая подвижнический подвиг во имя любви, во имя
памяти своего рано умершего мужа.
К сожалению, не сохранилось никаких документов или свидетельств о дне и
даже годе рождения Ксении Григорьевны Петровой. Можно только предполагать, что
происходила она не из простого сословия, ибо известно, что до двадцати шести
лет была она замужем за полковником Андреем Фёдоровичем Петровым, служившим при
царском дворе певчим. По тем временам должность эта считалась высокой, да к
тому же на неё приглашались люди одарённые, красивые — словом, из тех, о
которых говорят: «Бог не обидел».
Повседневная жизнь молодой пары вряд ли отличалась от обычной светской
петербургской суеты того времени. Никаких особенных деталей жизни Ксении
Григорьевны, кроме того, что она неплохо пела и музицировала, не сохранилось.
Её история начинается с внезапной смерти мужа, которая потрясла сознание
двадцатишестилетней вдовы. Горе оказалось вдвойне тягостным, потому что любимый
Андрей Фёдорович умер скоропостижно, без исповеди, покаяния и причащения. Можно
только догадываться, что пережила молодая женщина, что передумала, только
смерть мужа в корне изменила не только жизнь Ксении, но и её взгляд на
окружающую действительность. Она решилась на труднопонимаемый мирскими людьми
подвиг: задумала продолжить жизнь души любимого человека здесь, на земле, во
имя его спасения на небе.
Ксения отрешилась от собственного имени, от собственного пола, от
собственной индивидуальности. Она облачилась в мужской костюм и стала уверять
всех, что муж её не умер, а воплотился в ней, Ксении. Как бы повели себя вы,
оказавшись рядом с подобным феноменом? Конечно, решили бы, что женщина от горя
сошла с ума. Вот и родственники Ксении поспешили к начальству, прося не
позволять лишившейся рассудка вдове раздавать своё немалое имущество. Однако
высокопоставленные сановники, побеседовав с Ксенией, не смогли установить факт
умопомешательства: она вела себя слишком разумно и последовательно. Нельзя же,
в самом деле, лишать человека права выбора только потому, что земное, плотское
потеряло для него то значение, которое цепко держит человека в тисках
пресловутого материального благосостояния. Для Ксении мирские «блага» стали
помехой в достижении иной, высшей истины, в которой земной путь любимого
обретал прощение и смысл.
Она отписала большой богатый свой дом нуждающейся знакомой, молоденькой
Параше. На вопрос Параши, чем же вдова теперь будет жить и кормиться, Ксения
ответила: «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его
будет».
Раздав своё имущество нищим, Ксения навсегда ушла из дома, выбрав
|
|