|
крёстный путь «чужестранки». Она в любую погоду в мужском одеянии бродила по
улицам Петербурга, и поначалу мальчишки глумились над бродяжкой. Изредка Ксения
заходила к прежним знакомым, беседовала, обедала и отправлялась скитаться.
Никто не ведал, где она проводила ночи, но однажды её выследили и выяснили, что
в любое время года, несмотря ни на какую погоду, Ксения до восхода солнца
молится в поле, кладя поклоны на все четыре стороны света.
Стоит заметить, что на Руси к юродивым, блаженным, странникам было
всегда отношение особое. Православная вера определяет таких людей, как божьих,
отмеченных оком Всевышнего. Само слово «убогий» означает, что «человеки сии»
пребывают под защитой небесной. Издавна принято видеть в таких странниках не
простых побирушек, а вестников божьих, в какомто смысле посредников высших сил.
Постепенно Ксения в глазах петербуржцев становилась эталоном
порядочности и совестливости. В её поступках и словах людям мерещился особый
глубокий смысл. Принято стало обращать внимание: у кого блаженная берет
копеечку — человек добрый, благочестивый; к кому в дом заходит — быть там миру
и благополучию.
Только помощью высших сил или высотой духовного совершенства можно
объяснить тот феномен, что босая, плохо одетая женщина в совсем не южном
климате выдержала 45 лет подобной жизни. Конечно, окружающие изумлялись
стойкости Ксении и объясняли это божественной благодатью, изливаемой на неё. А
народная молва соединила её имя с редким даром прозорливости. Известен случай,
когда Ксения зашла к Параше и сказала: «Вот ты сидишь и чулки штопаешь, а не
знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Зная, что
Ксения ничего не говорит просто так, а все больше с подтекстом, Параша со всех
ног бросилась к указанному месту. У ворот Смоленского кладбища уже толпился
народ: подвыпивший извозчик сбил с ног беременную женщину, которая здесь же на
улице родила младенца, а сама скончалась. Так Параша, стараниями Ксении, обрела
не только дом, но и ребёнка, который, по преданию, вырос достойным малым и
холил старость не только своей приёмной матери, но и молился на блаженную
Ксению.
Особый талант обратился у Ксении на устройство семейной жизни. Да и как
могло быть иначе, коли сама святая, можно сказать, родом из разрушенного
домашнего очага и потерянной любви. Десятки счастливых браков устроила она,
посылая невесту туда, где она должна была встретить своего суженого,
благословляла брак, предостерегала от ошибочного выбора.
Часто бывала блаженная в семье Голубевых, состоявшей из матери — вдовы и
её семнадцатилетней дочери. Появившись однажды в проёме двери, Ксения закричала
девушке: «Эй, красавица, ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте.
Беги скорее туда». Как не смутиться от таких слов девице, у которой не только
мужа, но и женихато не было. Но не посмеялись Голубевы над словами Ксении, а
побежали побыстрее на кладбище. И правильно сделали, потому что молодой доктор
в то самое время хоронил скончавшуюся при родах свою вторую половину. От
безутешного горя вдовец упал на могильный холм и лишился сознания, лишь
подоспевшие мать и дочка привели в чувство молодого человека. Конец этой
истории, как и предсказала Ксения, — идиллический. Брак доктора и юной
Голубевой был долгим и благочестивым.
По сию пору к святой Ксении обращаются с мольбами несчастные в семейной
жизни женщины. Она считается первой помощницей, коли муж загулял или пьёт не в
меру. Бытует рассказ о том, как одному алкоголику во сне явилась незнакомая
старая женщина с посохом, звери, что мучили его в ночных кошмарах, тотчас же
разбежались, а пришелица, грозно стуча посохом, зарокотала: «Нет здесь жены
твоей, она у меня. Слезы матери её затопили могилу мою. Брось пить! Встань!
Твои дети горят!» Пьяница в ужасе проснулся, решив, что это галлюцинация, но не
прошло и десяти минут, как раздался отчаянный крик: «Пожар!» Действительно, на
кухне уже горела дверь, мужчина успел схватить сонных детей и спастись. Позже
муж узнал, что его жена ходила к могиле блаженной Ксении, и понял тогда, кто
являлся ему во сне. Так, святая попрежнему блюдёт земные дела и наставляет на
путь истинный заблудшие души.
А к середине XVIII века Ксения стала едва ли не самой популярной и
авторитетной женщиной Петербурга. Случалось иной раз, что делала она и
судьбоносные для России пророчества. Накануне Рождества 24 декабря 1761 года
блаженная бегала по городу и кричала: «Пеките блины, пеките блины!» Как
известно, на Руси традиционно пекли блины в поминовение усопших, и на другой
день неожиданно умерла императрица Елизавета Петровна. Но такие государственные
происшествия случались редко, зато в людных местах то и дело судачили: если
Ксения просила у человека чтолибо, то вскоре его ожидала беда или утрата. Так
сложилось мнение, что такое божественное лицо к простым смертным без особой
цели не обращалось, только по эпохальным случаям.
Петербуржцы старались помочь страннице чем могли, и при той боязливой
почтительной щедрости, что выказывали горожане Ксении, блаженная могла бы
сделать солидное состояние, но она, как и положено, ничего себе не оставляла. А
когда одежда мужа на ней истлела, переоделась она в наряд, который, вероятно,
сама тщательно продумала. Ей предлагали тёплую шубу, добротные башмаки, а она
неизменно выбирала красную кофту и зелёную юбку, либо наоборот — зелёную кофту
и красную юбку. Неизвестно, сознательно ли Ксения предпочитала эти цвета или
они были навеяны свыше, ведь в христианстве красный — цвет крови — есть символ
жертвы Христа ради спасения мира; зелёный — цвет надежды.
Скончалась блаженная Ксения в конце XVIII — начале XIX века на 72м году
жизни и была похоронена на Смоленском кладбище, том самом, где она тайно
|
|