|
итальянскую оперу. Но он не может вылечить Филиппа V, который умирает в 1746
году. Его сын Фердинанд VI, рожденный от первого брака, наследует трон. Свою
мачеху он заточает во дворце Ла Гранха. Та просит Фаринелли не покидать ее, но
новый король требует, чтобы певец остался при дворе. Фердинанд VI назначает
Фаринелли директором королевских театров. В 1750 году король награждает его
орденом Калатравы.
Обязанности артиста теперь менее однообразны и утомительны, так как он
убедил монарха завести оперу. Последняя стала для Фаринелли большой и радостной
переменой. Назначенный единственным руководителем этих спектаклей, он выписал
из Италии лучших композиторов и певцов того времени, а Метастазио – для
либретто.
Еще один испанский король, Карл III, заняв трон, отослал Фаринелли в
Италию, показав, как смущение и жестокость смешивались с почитанием кастратов.
Король сказал: «Каплуны мне нужны лишь на столе». Однако певцу продолжали
выплачивать хороший пенсион и разрешили вывезти все имущество.
В 1761 году Фаринелли поселяется в своем роскошном доме в окрестностях
Болоньи. Он ведет жизнь богатого человека, удовлетворяя свои склонности к
искусствам и наукам. На вилле певца окружает великолепная коллекция табакерок,
ювелирных изделий, картин, музыкальных инструментов. Фаринелли еще долго играл
на клавесине и виоле, но пел очень редко, и то лишь по просьбе
высокопоставленных гостей.
Более всего любил он с любезностью и утонченностью светского человека
принимать собратьев по искусству. Вся Европа приходила воздать почести тому,
кого считала величайшим певцом всех времен: Глюк, Гайдн, Моцарт, император
Австрии, саксонская принцесса, герцог Пармы, Казанова.
В августе 1770 года Ч. Берни записывает в своем дневнике:
"Каждому любителю музыки, особенно тем, кому посчастливилось слышать
синьора Фаринелли, доставит удовольствие узнать, что он еще жив и бодр
здоровьем и духом. Я нашел, что он выглядит моложе, чем я ожидал. Он высок и
худощав, но отнюдь не кажется хилым.
…Синьор Фаринелли давно уже не поет, но еще развлекается игрой на
клавесине и виоле ламур; у него много клавесинов, сделанных в разных странах и
названных им, в зависимости от его оценки того или иного инструмента, именами
величайших итальянских художников. Самым большим его любимцем является
pianoforte, сделанное во Флоренции в 1730 году, на котором написано золотыми
буквами «Рафаэль д'Урбино»; затем идут «Корреджо», «Тициан», «Гвидо» и т.д. Он
долго играл на своем «Рафаэле», с большим умением и тонкостью, и сам сочинил
для этого инструмента несколько изящных пьес. Второе место занимает клавесин,
подаренный ему покойной испанской королевой, которая училась у Скарлатти в
Португалии и Испании… Третий любимец синьора Фаринелли также сделан в Испании
под его собственным руководством; он имеет передвижную клавиатуру, как в
инструменте графа Таксис в Венеции, в котором исполнитель может транспонировать
пьесу выше или ниже. В этих испанских клавесинах основные клавиши черные, а
бемольные и диезные покрыты перламутром; сделаны они по итальянским образцам,
целиком из кедра, за исключением деки, и помещены во второй ящик".
Фаринелли умер 15 июля 1782 года в Болонье.
РЕДЖИНА МИНГОТТИ
(1728–1807)
Реджина (Регина) Минготти родилась в 1728 году. Ее родители были немцами.
Отец служил в качестве офицера австрийской армии. Когда по делам службы он
отправился в Неаполь, вместе с ним поехала и беременная жена. Во время
путешествия она благополучно разрешилась дочерью. После рождения Регину увезли
в город Грац, что в Силезии. Девочке исполнился лишь год, когда отец умер. Дядя
поместил Регину в монастырь урсулинок, где она воспитывалась и где получила
свои первые уроки музыки.
Уже в раннем детстве девочка восхищалась музыкой, исполнявшейся в часовне
монастыря. После литании, спетой на одном празднике, она отправилась, со
слезами на глазах, к настоятельнице. Дрожа от страха перед вероятным гневом и
отказом, стала умолять научить ее петь так, как та, что пела в часовне.
Настоятельница отослала ее, сказав, что сегодня очень занята, но подумает об
этом.
На следующий день настоятельница направила одну из старших монахинь
узнать у маленькой Регины (так ее тогда звали), кто приказал ей обратиться с
просьбой. Настоятельница не подумала, конечно, что девочкой руководила лишь
любовь к музыке; в конце концов, она всетаки послала за ней; сказала, что
сможет уделять ей лишь полчаса в день и будет следить за ее способностями и
прилежанием. Исходя из этого и решит, стоит ли продолжать занятия.
Регина была в восторге; настоятельница уже на следующий день начала
обучать ее пению – без всякого аккомпанемента. Несколькими годами позже девушка
научилась играть на клавесине и с той поры очень хорошо аккомпанировала себе.
Тогда же, обучаясь пению без помощи инструмента, приобрела четкость исполнения,
всегда ее выделявшую. В монастыре Регина изучила и основы музыки, и сольфеджио
с принципами гармонии.
Девочка пробыла здесь до четырнадцати лет, а после смерти дяди уехала
домой, к матери. При жизни дяди ее готовили к пострижению, поэтому по приезде
домой она казалась матери и сестрам существом бесполезным и беспомощным. Они
видели в ней светскую даму, воспитанную в пансионе, без всякого понятия о
домашних делах. Мать ума не могла приложить, что делать с ней и с ее прекрасным
|
|