|
Лидия, Борис, Федор, Татьяна – и дети от второго брака – Марина, Марфа, Дассия
и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в
Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа,
добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно
позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются
бесценнейшими памятниками великому артисту…».
На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во
всех странах мира – в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских
островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли
которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Особый успех в Париже
имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». В 1935 году Шаляпина
избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили
диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В операх русских
композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы
Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и
Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие.
Среди лучших партий в западноевропейской опере – Мефистофель («Фауст» и
«Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»),
Дон Кихот («Дон Кихот»). Столь же велик был Шаляпин в камерновокальном
исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный
«театр романса». Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и
произведений камерновокальной музыки других жанров. В число шедевров
исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского,
«Ночной смотр» Глинки, «Пророк» РимскогоКорсакова, «Два гренадера» Р. Шумана,
«Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не
велят Маше за реченьку ходить», «Изза острова на стрежень».
В 20–30е годы им сделано около трехсот грамзаписей. «Люблю граммофонные
записи… – признавался Федор Иванович. – Меня волнует и творчески возбуждает
мысль, что микрофон символизирует собой не какуюто конкретную публику, а
миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых
– запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в
программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию
Асафьева, «широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и,
слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины».
24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о
лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина
звания народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не
верил: «Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только
Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не
сделает». Однако на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал
Горький…
Комментируя постановление Совнаркома, А.В. Луначарский решительно отметал
политическую подоплеку, утверждал, что «единственным мотивом лишения Шаляпина
звания явилось упорное нежелание его приехать хотя бы ненадолго на родину и
художественно обслужить тот самый народ, чьим артистом он был провозглашен…»
Однако в СССР не оставляли попыток вернуть Шаляпина. Осенью 1928 года
Горький пишет Федору Ивановичу из Сорренто: «Говорят – ты будешь петь в Риме?
Приеду слушать. Очень хотят послушать тебя в Москве. Мне это говорили Сталин,
Ворошилов и др. Даже „скалу“ в Крыму и еще какието сокровища возвратили бы
тебе».
Встреча в Риме состоялась в апреле 1929 года. Шаляпин с огромным успехом
пел «Бориса Годунова». После спектакля собрались в таверне «Библиотека». "Все
были в очень хорошем настроении. Алексей Максимович и Максим много интересного
рассказывали о Советском Союзе, отвечали на массу вопросов, в заключение
Алексей Максимович сказал Федору Ивановичу: «Поезжай на родину, посмотри на
строительство новой жизни, на новых людей, интерес их к тебе огромен, увидев,
ты захочешь остаться там, я уверен». Невестка писателя Н.А. Пешкова продолжает:
«Мария Валентиновна, молча слушавшая, вдруг решительно заявила, обращаясь к
Федору Ивановичу: „В Советский Союз ты поедешь только через мой труп“.
Настроение у всех упало, быстро засобирались домой».
Больше Шаляпин с Горьким не встречались. Шаляпин видел, что жестокое
время растущих массовых репрессий ломает многие судьбы, он не хотел стать ни
добровольной жертвой, ни глашатаем сталинской мудрости, ни оборотнем, ни
воспевателем вождя народов.
Вдали от родины для Шаляпина были особенно дороги встречи с русскими –
Коровиным, Рахманиновым, Анной Павловой. Шаляпин был знаком с Тоти Даль Монте,
Морисом Равелем, Чарли Чаплиным, Гербертом Уэллсом. В 1932 году Федор Иванович
снялся в фильме «Дон Кихот» по предложению немецкого режиссера Георга Пабста.
Фильм пользовался популярностью у публики. Уже на склоне лет Шаляпин тосковал
по России, постепенно потерял жизнерадостность и оптимизм, не пел новых оперных
партий, стал часто болеть. В мае 1937 года врачи поставили ему диагноз –
лейкемия. 12 апреля 1938 года в Париже великого певца не стало.
До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином – он не принял
иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине. Его желание
исполнилось, прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен
на Новодевичьем кладбище.
АМЕЛИТА ГАЛЛИКУРЧИ
(1882–1963)
|
|