|
Ивановны с будущим мужем. Вот как об этом рассказала она сама: «Я была поражена
и даже несколько шокирована тем, что какойто господин подбежал ко мне и, целуя
мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т.С. Любатович
поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“ – и в
сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“».
После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге,
где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и
интересна, и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал
именно этот Врубель». Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он
лишил бы себя жизни».
28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля.
Счастливая новобрачная писала сестре: «В Мих[аиле Александровиче] я каждый день
нахожу новые достоинства; вопервых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто
трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я
безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень
полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».
Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине».
Впервые пела ее в Киеве, в Тифлисе выбрала эту партию для своего бенефиса, а в
Харькове – для дебюта. Об этом первом ее появлении на сцене Харьковского
оперного театра 18 сентября 1896 года рассказала в своих воспоминаниях М.
Дулова, тогда молодая певица: «Надежда Ивановна произвела на всех приятное
впечатление: внешностью, костюмом, манерой держаться… Уже репетиции „Онегина“
сказали об удельном весе Татьяны – Забелы. Надежда Ивановна была очень хороша и
стильна. Спектакль „Онегин“ прошел прекрасно». Талант ее расцвел в Мамонтовском
театре, куда она была приглашена Саввой Ивановичем осенью 1897 года вместе с
мужем. Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова.
Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии
Волховы в «Садко». «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при
авторе в такой трудной партии, – рассказывала Забела. – Однако опасения
оказались преувеличенными. После второй картины я познакомилась с Николаем
Андреевичем и получила от него полное одобрение».
Образ Волховы отвечал индивидуальности артистки. Оссовский писал: «Когда
она поет, чудится – перед вашими глазами колыхаются и проносятся бесплотные
видения, кроткие и… почти неуловимые… Когда приходится им испытывать горе, это
не горе, а глубокий вздох, без ропота и надежд».
Сам РимскийКорсаков после «Садко» пишет артистке: «Конечно, вы тем самым
сочинили Морскую Царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так
за вами навсегда и останется в моем воображении…»
Вскоре ЗабелуВрубель стали называть «корсаковской певицей». Она стала
главным действующим лицом в постановке таких шедевров РимскогоКорсакова, как
«Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская
невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».
РимскийКорсаков не скрывал своего отношения к певице. По поводу
«Псковитянки» он говорил: «Я вообще считаю Ольгу лучшей ролью у вас, хотя бы
даже и не был подкуплен присутствием на сцене самого Шаляпина». За партию
Снегурочки ЗабелаВрубель тоже удостоилась высочайшей оценки автора: «Так
спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал».
Некоторые свои романсы и оперные партии РимскийКорсаков сразу писал в
расчете на артистические возможности ЗабелыВрубель. Здесь надо назвать и Веру
(«Боярыня Вера Шелога»), и ЦаревнуЛебедь («Сказка о царе Салтане»), и царевну
Ненаглядную Красу («Кощей Бессмертный»), и, конечно, Марфу, в «Царской невесте».
22 октября 1899 года состоялась премьера «Царской невесты». В этой партии
проявились лучшие черты дарования ЗабелыВрубель. Недаром современники называли
ее певицей женской души, женской тихой грезы, любви и грусти. И при этом
кристальная чистота звуковедения, хрустальная прозрачность тембра, особая
нежность кантилены.
Критик И. Липаев писал: «Гжа Забела оказалась прекрасной Марфой, полной
кротких движений, голубиного смирения, а в ее голосе, теплом, выразительном, не
стесняющемся высотой партии, все пленяло музыкальностью и красотой… Забела
бесподобна в сценах с Дуняшей, с Лыковым, где все у нее любовь и надежда на
розовое будущее, и еще более хороша в последнем акте, когда уже зелье отравило
бедняжку и весть о казни Лыкова сводит ее с ума. И вообще Марфа в лице Забелы
нашла редкую артистку».
Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет
арию[Марфы]. Этот номер требует довольно исключительных голосовых средств, и
едва ли у многих певиц найдется в самом высоком регистре такое прелестное мецца
воче, каким щеголяет Забела. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше.
Сцена и ария сумасшедшей Марфы была исполнена Забелой необыкновенно трогательно
и поэтично, с большим чувством меры». Столь же высокую оценку пению и игре
Забелы дал и Энгель: «Очень хороша была Марфа[Забела], сколько теплоты и
трогательности было в ее голосе и в сценическом исполнении! Вообще, новая роль
почти целиком удалась артистке; чуть ли не всю партию она проводит в какомто
мецца воче, даже на высоких нотах, что придает Марфе тот ореол кротости,
смирения и покорности судьбе, который, думается, рисовался в воображении поэта».
Большое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О.Л. Книппер,
которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз „Царскую
невесту“. Какая дивная, тонкая, изящная музыка! И как прекрасно и просто поет и
играет Марфу Забела. Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она
|
|