|
…Ваше толкование роли Кутерьмы настолько глубоко и индивидуально, что за
Вами приходится признать решительную независимость на этом художественном посту.
Вы вложили в Гришку огромный кусок своей живой, человеческой души, потому я
вправе сказать, что как нет и не может быть второго Ивана Васильевича Ершова,
так нет и не может быть такого второго Гришки".
И до 1917 года, и в послереволюционные годы русскому тенору предлагали
выгодные контракты за рубежом. Однако он всю жизнь был верен той сцене, где
начинался его творческий путь, – Мариинскому театру.
Поздравляя певца с 25летием его творческой деятельности, журналист и
беллетрист А.В. Амфитеатров писал, в частности, Ивану Васильевичу: «Пожелай Вы
трепаться по гастролям, Вы давно были бы миллиардером. Снизойди Вы до столь
обычных в нынешней артистической среде рекламных ухищрений, криком о Вас давно
бы наполнились оба полушария. Но Вы, строгий и мудрый жрец искусства, прошли
мимо всей этой мишуры и шумихи, не бросив даже взгляда в ее сторону. Честно и
скромно стоя на избранном Вами „славном посту“, Вы являете собой почти что
беспримерный, несравненный образец артистической самостоятельности,
презрительно отвергшей все посторонние искусству средства успеха и преобладания
среди своих товарищей… Вы никогда не злоупотребляли своим влиянием незаменимого
артиста для того, чтобы ради „выигрышной роли“ эгоистически провести в храм
своего искусства недостойное его, низкопробное произведение».
Настоящий патриот, Иван Васильевич Ершов, покинув сцену, непрестанно
думал о будущем нашего музыкального театра, с увлечением воспитывал
артистическую молодежь в Оперной студии Ленинградской консерватории, поставил
там произведения Моцарта, Россини, Гуно, Даргомыжского, РимскогоКорсакова,
Чайковского, Рубинштейна. С гордостью и скромностью он подвел итог своего
творческого пути в таких словах: «Работая в качестве актера или музыкального
педагога, я чувствую себя прежде всего свободным гражданином, который по мере
сил своих трудится на благо социалистического общества».
Умер Иван Васильевич Ершов 21 ноября 1943 года.
НАДЕЖДА ЗАБЕЛАВРУБЕЛЬ
(1868–1913)
Надежда Ивановна ЗабелаВрубель родилась 1 апреля 1868 года в семье
старинного украинского рода. Ее отец, Иван Петрович, государственный служащий,
интересовался живописью, музыкой и способствовал разностороннему воспитанию
своих дочерей – Екатерины и Надежды. С десяти лет Надежда училась в Киевском
институте благородных девиц, который окончила в 1883 году с большой серебряной
медалью.
С 1885 по 1891 год Надежда учится в Петербургской консерватории, в классе
профессора Н.А. Ирецкой. «Для искусства нужна голова», – говорила Наталия
Александровна. Для решения вопроса о приеме она обязательно прослушивала
кандидаток у себя дома, подробнее знакомилась с ними.
Вот что пишет Л.Г. Барсова: «Вся палитра красок строилась на
безукоризненном вокале: чистый тон как бы бесконечно и беспрерывно течет и
развивается. Формирование тона не сковывало артикуляцию рта: „Согласные поют,
не запирают, а поют!“ – подсказывала Ирецкая. Самым большим недостатком она
считала фальшивую интонацию, а форсированное пение рассматривалось как
величайшее бедствие – следствие неблагополучного дыхания. Вполне современными
были следующие требования Ирецкой: „Надо уметь держать дыхание, пока вы поете
фразу, – легко вдохните, подержите диафрагму, пока поете фразу, чувствуйте
состояние пения“. Уроки Ирецкой Забела усвоила идеально…»
Уже участие в студенческом спектакле «Фиделио» Бетховена 9 февраля 1891
года обратило внимание специалистов на молодую певицу, исполнившую партию
Леоноры. Рецензенты отметили «хорошую школу и музыкальное понимание», «сильный
и хорошо поставленный голос», при этом указывали на недостаток «в умении
держаться на сцене».
После окончания консерватории Надежда по приглашению А.Г. Рубинштейна
совершает концертную поездку по Германии. Затем она отправляется в Париж –
совершенствоваться у М. Маркези.
Сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре
И.Я. Сетова. В Киеве она исполняет партии Недды («Паяцы» Леонкавалло),
Елизаветы («Тангейзер» Вагнера), Микаэлы («Кармен» Бизе), Миньон («Миньон»
Тома), Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), Гориславы («Руслан и Людмила»
Глинки), Кризы («Нерон» Рубинштейна).
Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных
и показательных в оперной классике. Постоянно работая над образом Маргариты,
Забела все более утонченно трактует его. Вот один из киевских отзывов: «Гжа
Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой
поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в
вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с
первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно,
вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, – она всецело
завладела вниманием и расположением публики».
После Киева Забела выступает в Тифлисе, где в ее репертуаре появляются
партии Джильды («Риголетто» Верди), Виолетты («Травиата» Верди), Джульетты
(«Ромео и Джульетта» Гуно), Инеи («Африканка» Мейербера), Тамары («Демон»
Рубинштейна), Марии («Мазепа» Чайковского), Лизы («Пиковая дама» Чайковского).
В 1896 году Забела выступала в Петербурге, в Панаевском театре. На одной
из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» произошла встреча Надежды
|
|