|
приспособить партию к своим вокальным средствам и еще более удивительной
вокальной и драматической игрой».
Но и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал
организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем
Новгороде, вел активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в
общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных
произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его
деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома,
где проявились и незаурядные режиссерские способности Фигнера.
Николай Николаевич Фигнер ушел из жизни 13 декабря 1918 года.
ИВАН ЕРШОВ
(1867–1943)
"Если Собинов был совершеннейшим из русских лирических теноров, то среди
исполнителей героикодраматических теноровых партий такое же место принадлежало
Ершову, – пишет Д.Н. Лебедев. – Крупнейший представитель реалистической
вокальной школы, Ершов решительно и ярко утверждал ее принципы.
Горячим, буйным, страстноувлекательным было творчество Ершова. Каким он
был в жизни, таким был и в исполнительстве. Сила убедительности, простота были
неотъемлемой частью его артистической натуры".
Недаром один из современников называл его Шаляпиным среди теноров.
Иван Васильевич Ершов родился 20 ноября 1867 года. «Детство мое было
тяжелым, – вспоминал Ершов. – Я был в семье „лишним ртом“. Моя мать работала
прислугой в семье обедневших помещиков. Я собирался стать железнодорожным
машинистом. Уже сдал экзамены на звание помощника машиниста и неоднократно
выезжал на линию, управляя паровозом. Но на меня, юношу, обратил внимание
великий Антон Рубинштейн. С тех пор моя жизнь посвящена искусству, музыке».
Да, как бывает, ему помог случай. Ершов учился в железнодорожном училище
в Ельце, часто выступал в любительских концертах. Его незаурядные способности
были несомненны. Здесь его услышала профессор Петербургской консерватории Н.Б.
Панш. Она рассказала А.Г. Рубинштейну о талантливом юноше. По рекомендации
великого пианиста вчерашний машинист стал студентом вокального класса, которым
руководил Станислав Иванович Габель. Нелегкими были годы учения: всех
доходовто – 15 рублей в месяц стипендии да бесплатный обед.
В 1893 году Ершов окончил Петербургскую консерваторию. В том же году
состоялся его дебют в партии Фауста.
«Молодой певец не произвел выгодного впечатления, – пишет А.А. Гозенпуд.
– Ему посоветовали отправиться для совершенствования в Италию. После четырех
месяцев занятий у педагога Росси он с большим успехом дебютировал в оперном
театре Реджио. Новый успех принесло ему исполнение партии Хозе в „Кармен“. Слух
о зарубежных выступлениях Ершова дошел до Направника и Всеволожского, и артисту
предложили новый дебют. Характерно, что это произошло после того, как он
завоевал известность за границей. Едва ли 4 месяца занятий с Росси могли
существенно обогатить его вокальную культуру. Вернувшись в Россию, Ершов в
сезоне 1894/95 года выступал в Харькове. Дебют в Мариинском театре состоялся в
апреле 1895 года в партии Фауста».
Этот спектакль был примечателен еще и тем, что в партии Мефистофеля
выступил другой дебютант – молодой бас Федор Шаляпин. В дальнейшем, как
известно, Шаляпин пел чуть ли не на всех крупнейших сценах мира, а вся
творческая жизнь Ершова была практически ограничена Мариинским (в дальнейшем
Кировским) театром.
Поначалу Ершов пел здесь самые разные теноровые партии, но со временем
стало ясно, что настоящее его призвание – роли героического плана. Именно на
этом пути раскрылись его выдающиеся способности не просто певца, но
певцаактера. Излагая свое артистическое кредо, Ершов писал:
"Голос певца – голос самого сердца. Слово, мимика, модуляция фигуры
человека в костюме эпохи, в костюме народности и классовой его принадлежности;
его года, его характер, его отношение к окружающей обстановке и т.д. и т.д. –
все это требует от певцаактера соответствующего чувства к соответствующей
краске звука его голоса, а то все – бельканто и бельканто и т.д. и т.д. Реализм,
правда в искусстве!..
Сколько может быть в голосе перемен тембров, красок, всяческих вокальных
изворотов, а правды, переживаний сердца и духа – нету!"
Фауст и Ромео никак не отвечали индивидуальности артиста. Настоящий успех
принесли Ершову партии Тангейзера и Ореста. Благодаря им раскрылось сценическое
дарование молодого певца и проявились сила и выразительность голоса.
Критик Кондратьев с удовлетворением отмечает выступление Ершова в
«Орестее»: «Хорошее впечатление произвел Ершов… партия написана безбожно сильно
и высоко, и он с честью вышел из этого испытания». После второго спектакля:
«Ершов в сцене фурий произвел сенсацию».
Другой творческой победой Ершова стало его выступление в опере «Самсон и
Далила». О нем Кондратьев записал: «Ершов прекрасно исполнил Самсона». Новый
успех завоевал он в партии Собинина, спев обычно пропускавшуюся арию с хором
«Братцы, в метель». В ней несколько раз встречаются верхние «до» и «ребемоль»,
доступные немногим тенорам. На этот спектакль явились едва ли не все
представители музыкального Петербурга, а Фигнер следил по клавиру, не допустит
ли певец какихнибудь отступлений от оригинала.
Кондратьев отметил в своем дневнике: «Ария написана в таком необычном
высоком регистре, что приводит в ужас даже при чтении ее. Я боялся за Ершова,
|
|