|
Когдато Собинов, обращаясь к Фигнеру, писал: «Под чарами твоего таланта
трепетали даже холодные, зачерствелые сердца. Эти минуты высокого подъема и
красоты не забудет, кто хоть раз слышал тебя».
А вот мнение замечательного музыканта А. Пазовского: «Обладая отнюдь не
замечательным по красоте тембра характерным тенором, Фигнер тем не менее умел
волновать, порою даже потрясать своим пением самую разнообразную аудиторию, в
том числе наиболее взыскательную в вопросах вокальносценического искусства».
Николай Николаевич Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии 21
февраля 1857 года. Сначала он учился в казанской гимназии. Но, не дав ему
закончить там курса, родители отдали его в петербургский Морской кадетский
корпус, куда он поступил 11 сентября 1874 года. Оттуда через четыре года
Николай был выпущен гардемарином.
Зачисленный во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете
«Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 году Николая
произвели в мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили по болезни со службы с
чином лейтенанта.
Его морская карьера неожиданно прервалась при обстоятельствах не совсем
обычных. Николай влюбился в боннуитальянку, служившую в семье его знакомых.
Вопреки правилам военного ведомства Фигнер решил незамедлительно жениться без
разрешения начальства. Николай тайно увез Луизу и обвенчался с ней.
Начался новый, решительно не подготовленный предыдущей жизнью этап в
биографии Фигнера. Он решает стать певцом. Отправляется в Петербургскую
консерваторию. На консерваторской пробе известный баритон и преподаватель пения
И.П. Прянишников берет Фигнера к себе в класс.
Однако сначала Прянишников, затем знаменитый педагог К. Эверарди дали ему
понять, что у него нет вокальных данных, и посоветовали отказаться от этой
затеи. Фигнер, очевидно, был другого мнения о своем даровании.
За короткие недели учебы Фигнер приходит, однако, к определенному
заключению. «Мне нужны время, воля и работа!» – говорит он себе.
Воспользовавшись предложенной ему материальной поддержкой, он вместе с Луизой,
которая уже ждала ребенка, уезжает в Италию. В Милане Фигнер надеялся найти
признание у прославленных вокальных педагогов.
"Добравшись до Христофоровой галереи в Милане – этой певческой биржи, –
Фигнер попадает в лапы какогото шарлатана из «профессоров пения», и тот быстро
оставляет его не только без денег, но и без голоса, – пишет Левик. – О его
горестном положении узнает какойто заштатный хормейстер – грек Дерокзас – и
протягивает ему руку помощи. Он берет его на полное иждивение и в шесть месяцев
приготовляет к сцене. В 1882 году Н.Н. Фигнер дебютирует в Неаполе.
Начиная карьеру на Западе, Н.Н. Фигнер, как прозорливый и умный человек,
ко всему внимательно приглядывается. Он еще молод, но уже достаточно зрел для
того, чтобы понять, что на пути одного сладкоголосого пения у него даже в
Италии может оказаться гораздо больше шипов, чем роз. Логика творческого
мышления, реализм исполнения – вот те вехи, на которые он ориентируется. Он
прежде всего начинает вырабатывать в себе чувство художественной меры и
определять границы того, что называется хорошим вкусом.
Фигнер отмечает, что итальянские оперные певцы в массе своей почти не
владеют речитативом, а если владеют, то не придают ему должного значения. Они
ждут арии или фразы с высокой нотой, с концовкой, удобной для филирования или
всяческих звуковых замираний, с эффектной вокальной позицией или каскадом
соблазнительных по тесситуре звуков, но они явно выключаются из действия, когда
поют их партнеры. Они равнодушны к ансамблям, то есть к местам, по существу,
выражающим кульминацию той или иной сцены, и поют их почти всегда полным
голосом, главным образом для того, чтобы их было слышно.
Фигнер вовремя понял, что эти особенности отнюдь еще не свидетельствуют о
достоинствах певца, что они нередко вредны для общего художественного
впечатления и часто идут вразрез с намерениями композитора. Перед его глазами
стоят и лучшие русские певцы его времени, и созданные ими прекрасные образы
Сусанина, Руслана, Олоферна.
И первое, что отличает Фигнера с начальных его шагов, – это необычная для
того времени на итальянской сцене подача речитативов. Ни одного слова без
максимального внимания к музыкальной линии, ни одной ноты вне связи со словом…
Вторая особенность фигнеровского пения – верный расчет света и тени,
сочного тона и приглушенного полутона, ярчайших контрастов.
Как бы предвосхищая гениальную звуковую «экономику» Шаляпина, Фигнер умел
держать слушателей под обаянием чеканно произнесенного слова. Минимум общей
звучности, минимум каждого звука в отдельности – ровно столько, сколько
необходимо, чтобы певец был одинаково хорошо слышен во всех уголках зала и
чтобы до слушателя доходили тембровые краски".
Не прошло и полугода, как Фигнер с успехом дебютировал в Неаполе в опере
Гуно «Филемон и Бавкида», а через несколько дней – в «Фаусте». Его сразу
заметили. Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии. Вот
только один из восторженных откликов итальянской прессы. Газета «Ривиста»
(Феррара) в 1883 году писала: «Тенор Фигнер, хотя и не обладает голосом
большого диапазона, привлекает богатством фразировки, безупречной интонацией,
изяществом исполнения и больше всего красотой высоких нот, которые звучат у
него чисто и энергично, без малейшего усилия. В арии „Привет тебе, приют
священный“, в отрывке, в котором он превосходен, артист дает грудное „до“ такое
чистое и звонкое, что вызывает самые бурные аплодисменты. В трио вызова, в
любовном дуэте и в трио финальном также были удачные моменты. Однако, поскольку
средства его хотя и не безграничны, но все же предоставляют ему эту возможность,
|
|