|
звучанию голоса. Феноменальная техника Патти, необыкновенная легкость, с какой
певица исполняла замысловатые фиоритуры (в особенности трели и восходящие
хроматические гаммы), вызывала всеобщее восхищение.
Вот уж воистину судьба Аделины Патти была определена еще при рождении.
Дело в том, что она появилась на свет (19 февраля 1843 года) прямо в здании
Мадридской оперы. Мать Аделины пела здесь заглавную партию в «Норме» всего за
несколько часов до родов! Отец Аделины – Сальваторе Патти – также был певцом.
После рождения девочки – уже четвертого ребенка, голос певицы утратил
свои лучшие качества, и вскоре она покинула сцену. А в 1848 году семья Патти
отправилась искать удачи за океан и поселилась в НьюЙорке.
Аделина с детства интересовалась оперой. Часто вместе с родителями
посещала ньюйоркский театр, где выступали многие знаменитые певцы того времени.
Рассказывая о детстве Патти, ее биограф Теодор де Грав приводит
любопытный эпизод: «Возвратясь однажды домой после спектакля „Нормы“, во время
которого исполнители были осыпаны аплодисментами и цветами, Аделина
воспользовалась минутой, когда семья занялась ужином, и незаметно проскользнула
в комнату матери. Забравшись туда, девочка – ей тогда едва минуло шесть лет –
намотала на себя одеяло, надела на голову венок – воспоминание какогото
торжества ее матери – и, важно позируя перед зеркалом, с видом дебютантки,
глубоко уверенной в производимом ею эффекте, пропела вступительную арию Нормы.
Когда замерла в воздухе последняя нота детского голоса, она, перейдя на роль
слушателей, сама наградила себя усиленными аплодисментами, сняла с головы венок
и бросила его перед собой, чтобы, поднимая его, иметь случай сделать самый
грациозный из поклонов, какими вызываемая артистка когдалибо благодарила свою
публику».
Безусловный талант Аделины позволил ей после непродолжительных занятий с
братом Этторе в 1850 году в семь лет (!), выступить на сцене. О юной вокалистке,
поющей классические арии с непостижимым для ее возраста умением, заговорили
ньюйоркские любители музыки.
Родители понимали, насколько опасны для голоса дочери столь ранние
выступления, но нужда не оставляла иного выхода. Новые концерты Аделины в
Вашингтоне, Филадельфии, Бостоне, Новом Орлеане и других городах Америки
проходят с громадным успехом. Она также побывала на Кубе и Антильских островах.
За четыре года юная артистка выступила свыше трехсот раз!
В 1855 году Аделина, полностью прекратив концертные выступления, занялась
изучением итальянского репертуара со Стракошем, мужем старшей сестры. Он был ее
единственным, не считая брата, вокальным педагогом. Вместе со Стракошем она
подготовила девятнадцать партий. Тогда же Аделина у сестры Карлотты обучалась
игре на фортепиано.
"24 ноября 1859 года явилось знаменательной датой в истории
исполнительского искусства, – пишет В.В. Тимохин. – В этот день аудитория
ньюйоркской музыкальной академии присутствовала при рождении новой выдающейся
оперной певицы: Аделина Патти дебютировала здесь в «Лючии ди Ламмермур»
Доницетти. Редкой красоты голос и исключительная техника артистки вызвали
шумные овации публики. В первом сезоне она с огромным успехом поет еще в
четырнадцати операх и вновь совершает поездку по американским городам, на сей
раз вместе с видным норвежским скрипачом Уле Буллем. Но Патти казалась
недостаточной слава, обретенная в Новом Свете; молодая Девушка устремилась в
Европу, чтобы там бороться за право называться первой певицей своего времени.
14 мая 1861 года она предстает перед лондонцами, до отказа заполнившими
театр «КовентГарден», в роли Амины («Сомнамбула» Беллини) и удостаивается
триумфа, который ранее здесь выпадал на долю, пожалуй, только Пасты и Малибран.
В дальнейшем певица познакомила местных любителей музыки со своей
интерпретацией партий Розины («Севильский цирюльник»), Лючии («Лючия ди
Ламмермур»), Виолетты («Травиата»), Церлины («Дон Жуан»), Марты («Марта»
Флотова), сразу же выдвинувших ее в ряды артисток с мировым именем.
Хотя впоследствии Патти неоднократно объезжала многие страны Европы и
Америки, именно Англии посвятила она большую часть жизни (окончательно
обосновавшись там с конца 90х годов). Достаточно сказать, что на протяжении
двадцати трех лет (1861–1884) с ее участием регулярно проходили спектакли в
«КовентГарден». Никакой другой театр не видел на своей сцене Патти в течение
столь длительного срока".
В 1862 году Патти выступила в Мадриде и Париже. Аделина сразу же
сделалась любимицей французских слушателей. Критик Паоло Скюдо, останавливаясь
на ее исполнении роли Розины в «Севильском цирюльнике», отмечал: «Увлекательная
сирена ослепила Марио, оглушила его щелканьем своих кастаньет. Разумеется, при
таких условиях ни о Марио, ни о ком другом не может быть и речи; все они
стушевались – поневоле говорится об одной лишь Аделине Патти, о ее грации,
молодости, чудном голосе, изумительном инстинкте, беззаветной удали и, наконец…
о ее мине избалованного ребенка, которому было бы далеко не бесполезно
прислушаться к голосу беспристрастных судей, без чего ей вряд ли удастся дойти
до апогея своего искусства. Всего больше надо ей остерегаться восторженных
похвал, какими готовы засыпать ее дешевые критики – эти естественные, хотя и
добродушнейшие враги общественного вкуса. Похвала подобных критиков хуже их
порицания, но Патти настолько чуткая артистка, что, без сомнения, не
затруднится найти среди приветствующей ее толпы голос сдержанный и
беспристрастный, голос человека, который все приносит в жертву истине и готов
высказать ее всегда с полной верой в невозможность запугать несомненный талант».
|
|