|
Следующим городом, где Патти ждал успех, стал Петербург. 2 января 1869
года певица спела в «Сомнамбуле», а затем были выступления в «Лючии ди
Ламмермур», «Севильском цирюльнике», «Линде ди Шамуни», «Любовном напитке» и
«Доне Паскуале» Доницетти. С каждым спектаклем росла известность Аделины. К
концу сезона публика признала в ней неповторимую, неподражаемую артистку.
П.И. Чайковский писал в одной из своих критических статей: «…гжа Патти
по всей справедливости занимает уже много лет кряду первое место между всеми
вокальными знаменитостями. Чудный по звуку, большой по растяжению и по силе
голос, безупречная чистота и легкость в колоратуре, необыкновенная
добросовестность и артистическая честность, с которой она исполняет каждую свою
партию, изящество, теплота, элегантность – все это соединилось в этой
изумительной артистке в должной пропорции и в гармонической соразмерности. Это
одна из тех немногих избранниц, которые могут быть причислены к ряду
первоклассных из первоклассных артистических личностей».
На протяжении девяти лет певица постоянно приезжала в столицу России.
Выступления Патти вызвали разноречивую оценку критики. Петербургское
музыкальное общество разделилось на два лагеря: поклонников Аделины –
«паттистов» и сторонников другой известной певицы, Нильсон, – «нильсонистов».
Пожалуй, наиболее объективную оценку исполнительскому мастерству Патти
дал Ларош: «В ней подкупает соединение необыкновенного голоса с необыкновенным
мастерством вокализации. Голос действительно вполне исключительный: эта
звонкость высоких нот, этот огромный объем верхнего регистра и в то же время
эта сила, эта почти меццосопранная густота нижнего регистра, этот светлый,
открытый тембр, в то же время легкий и округленный, все эти качества вместе
составляют нечто феноменальное. О мастерстве, с каким Патти делает гаммы, трели
и так далее, было так много говорено, что я не нахожу тут ничего прибавить;
замечу только, что едва ли не самой большой похвалы достойно то чувство меры, с
которым она исполняет только трудности, доступные голосу… Экспрессия ее – во
всем, что легко, игриво и грациозно, – безукоризненна, хотя даже в этих вещах я
не нашел у нее той полноты жизни, какая встречается иногда у певиц с менее
великими голосовыми средствами… Несомненно, что ее сфера ограничена легким и
виртуозным жанром, и культ ее как первой певицы наших дней доказывает только то,
что публика выше всего ценит именно этот жанр и за него готова отдать все
остальное».
1 февраля 1877 года состоялся бенефис артистки в «Риголетто». Никто не
думал тогда, что в образе Джильды она последний раз предстанет перед
петербуржцами. Накануне «Травиаты» артистка простудилась, а к тому же
неожиданно пришлось заменить основного исполнителя партии Альфреда на дублера.
Муж певицы, маркиз де Ко, требовал, чтобы она отменила спектакль. Патти, после
долгих сомнений, решила петь. В первом антракте она спросила мужа: «Всетаки,
кажется, я сегодня пою неплохо, несмотря ни на что?» «Да, – отвечал маркиз, –
но, как бы это сказать подипломатичнее, я, бывало, слышал тебя и в лучшей
форме…»
Ответ этот показался певице недостаточно дипломатичным. Разгневавшись,
она сорвала с себя парик и бросила его в мужа, выгнав его из гримерной. Потом,
слегка придя в себя, певица все же довела спектакль до конца и имела, как
обычно, шумный успех. Но простить супругу его откровенности не могла: вскоре ее
адвокат в Париже вручил ему требование развода. Эта сцена с мужем получила
широкую огласку, и певица надолго покинула Россию.
Между тем Патти еще двадцать лет продолжала выступать по всему миру.
После ее успеха в «Ла Скала» Верди в одном из писем писал: «Итак, Патти имела
большой успех! Так должно было быть!.. Когда я услышал ее в первый раз (ей было
тогда 18 лет) в Лондоне, я был ошеломлен не только чудесным исполнением, но и
некоторыми чертами в ее игре, в которой уже и тогда проявлялась большая
актриса… С того самого момента… я определил ее как певицу и актрису
необыкновенную. Как исключение в искусстве».
Завершила свою сценическую карьеру Патти в 1897 году в МонтеКарло
выступлениями в операх «Лючия ди Ламмермур» и «Травиата». С этого времени
артистка посвящает себя исключительно концертной деятельности. В 1904 году она
вновь побывала в Петербурге и пела с большим успехом.
Патти навсегда простилась с публикой 20 октября 1914 года в лондонском
зале «Альбертхолл». Ей тогда уже минуло семьдесят лет. И хотя голос потерял
силу и свежесть, тембр его оставался все таким же приятным.
Последние годы жизни Патти провела в своем живописно расположенном замке
КрейгайНос в Уэллсе, где и скончалась 27 сентября 1919 года (похоронена на
кладбище ПерЛашез в Париже).
МАТТИА БАТТИСТИНИ
(1857–1928)
Певец и музыкальный критик С.Ю. Левик имел счастье видеть и слышать
итальянского певца:
"Баттистини прежде всего был богат обертонами, которые продолжали звучать
еще долго после того, как он переставал петь. Вы видели, что певец закрыл рот,
а какието звуки еще держали вас в его власти. Этот необыкновенно располагающий
к себе, привлекательный тембр голоса бесконечно ласкал слушателя, как бы
обволакивая его теплом.
Голос Баттистини был в своем роде единственный, среди баритонов
неповторимый. В нем было все, что отмечает выдающееся вокальное явление: две
полные, с хорошим запасом октавы ровного, одинаково мягкого по всему диапазону
|
|