|
вокальнодраматическое дарование. Наряду с покоряющей музыкальностью она
демонстрировала отточенное актерское мастерство, помноженное на экспрессивный
темперамент и, разумеется, удивительную способность сценического перевоплощения.
Одинаково убедительно интерпретировала она роли Церлины («Дон Жуан») и
Керубино («Свадьба Фигаро») в моцартовских операх, Леоноры в бетховенском
«Фиделио» и в «Фаворитке» Доницетти; ей был подвластен и вагнеровский репертуар
(Эльза в «Лоэнгрине», Сента в «Летучем голландце»). А всего к 1889 году в ее
распоряжении было свыше шестидесяти партий.
"Лукка была поющей актрисой, – отмечает А.А. Гозенпуд. – Она не прошла
вокальной школы своих соперниц и, по существу, осталась самоучкой, у которой,
по ее словам, не хватило времени (да и желания) овладеть искусством бельканто.
Знатоки находили, что в ее вокальной технике много недостатков, что ее
фиоритуры недостаточно легки и свободны и потому в этой области она не может
соперничать с Патти и Нильсон. Вероятно, это было справедливо. Но точно так же
Патти и Нильсон не могли сравняться с Луккой в драматической силе передачи
партии, не говоря о диапазоне ее творческой индивидуальности, равно свободно
проявлявшейся в диаметрально противоположных образах – Церлине и Кармен,
Катарине в «Укрощении строптивой» Гетца и Маргарите в «Фаусте», Джиоконде
Понкиелли и Миньон, Селике и Керубино. Многие артистки той эпохи исполняли эти
партии, но ни одна не вырывалась с такой свободой из границ амплуа, как Лукка.
Артистка не считалась с общепринятыми правилами и, если этого требовала
правда образа, не боялась нарушить условные законы «красоты» и даже упрека в
«вульгарности».
В. Серова писала: «Знаменитая Лукка никакой методы не признает и знать не
хочет, а поет себе так, как угодно, как ей диктует жизненный опыт и ее талант.
Она не церемонится и в ариях выкрикивает ноты там, где она считает нужным,
представляет простую девушку вроде Церлины в „Дон Жуане“ без всякой
эстетической выработки (что делала и Виардо, ставя косо ноги в „Сомнамбуле“),
не выдвигая своих рук по какимто правилам декламации, а подражая прямо людям
живым в природе».
Лукка была великолепной исполнительницей в операх Моцарта. Бесподобен
Керубино созданный ею, – он казался идеальным воплощением образа влюбленного
пажа. Вот один из отзывов: «Что касается игры Лукки, то в настоящее время мы не
знаем актрисы, кроме ЛагранжБеблекур, которая бы в ролях инженю так
естественно и просто держала себя на сцене и так всесторонне усваивала себе
передаваемый тип. Сколько грации в походке и во всех движениях, сколько
выразительности и подвижности в этом почти детском личике».
Одна из лучших партий Лукки – Маргарита в «Фаусте» Гуно. Один из критиков
так описывает ее в сцене с Фаустом, где артистка мастерски передает пробуждение
чувства. «В изнеможении она отирает холодный пот и, ломая руки, падает ниц на
церковные ступени… Вот она прижала молитвенник к сердцу, прижала к пылающей
голове, ничто не помогает. С отчаяния она его отбрасывает прочь и, закрывшись
руками, рыдает судорожно, рыдает как дитя… последний вздох церковного органа
задрожал и смолк… Люди начали расходиться и тут только увидели простертую на
земле грешницу».
Обладая уникальным сопрано с диапазоном редкой широты (две с половиной
октавы), она уверенно справлялась с партиями, которые составляют украшение
меццосопранового репертуара. «По складу таланта, стихийному темпераменту и
непосредственной эмоциональной выразительности Лукка была близка русскому
зрителю и русскому театру, – отмечает Гозенпуд, – ее девизом являлась
драматическая правда. И если ее успех уступал шумному успеху Патти, то след,
оставленный ею в памяти зрителей, оказался более глубоким».
Лукка сравнительно рано оставила оперную сцену. Это случилось в 1889 году,
когда ей не исполнилось и пятидесяти лет. На прощание коллеги избрали ее
почетным членом Венской придворной оперы.
Последние годы, уже оставив сцену, Лукка всецело посвятила себя
педагогической деятельности. Умерла певица 28 февраля 1908 года.
АДЕЛИНА ПАТТИ
(1843–1919)
Патти – одна из величайших представительниц виртуозного направления.
Вместе с тем она была и талантливой актрисой, хотя ее творческий диапазон и
ограничивался в основном кругом ролей комедийных и лирических. Один видный
критик сказал о Патти: «У нее большой, очень свежий голос, замечательный
прелестью и силой порывов, голос без слез, но зато полный улыбок».
"В оперных произведениях, созданных на драматические сюжеты, Патти больше
привлекали томная грусть, нежность, проникновенный лиризм, нежели сильные и
пламенные страсти, – отмечает В.В. Тимохин. – В партиях Амины, Лючии, Линды
артистка восхищала современников прежде всего неподдельной простотой,
искренностью, художественным тактом – качествами, присущими и ее комическим
ролям…
Современники находили голос певицы, хотя и не отличавшийся особой силой,
уникальным по мягкости, свежести, гибкости и блеску, а красота тембра буквально
гипнотизировала слушателей. Патти был доступен диапазон от «си» малой октавы до
«фа» третьей. В лучшие свои годы ей никогда не приходилось на спектакле или в
концерте «распеваться», чтобы постепенно войти в форму, – с первых же фраз она
являлась во всеоружии своего искусства. Полнота звука и безукоризненная чистота
интонации всегда были присущи пению артистки, и последнее качество пропадало
только тогда, когда в драматических эпизодах она прибегала к форсированному
|
|