|
поездок. 9 апреля певица умерла от воспаления легких. Трагическая судьба Бозио
вновь и вновь возникала перед творческим взором Осипа Мандельштама:
«За несколько минут до начала агонии по Невскому прогремел пожарный обоз.
Все отпрянули к квадратным запотевшим окнам, и Анджолину Бозио – уроженку
Пьемонта, дочь бедного странствующего комедианта – basso comico – предоставили
на мгновение самой себе.
…Воинственные фиоритуры петушиных пожарных рожков, как неслыханное брио
безоговорочного побеждающего несчастья, ворвались в плохо проветренную спальню
демидовского дома. Битюги с бочками, линейками и лестницами отгрохотали, и
полымя факелов лизнуло зеркала. Но в потускневшем сознании умирающей певицы
этот ворох горячечного казенного шума, эта бешеная скачка в бараньих тулупах и
касках, эта охапка арестованных и увозимых под конвоем звуков обернулась
призывом оркестровой увертюры. В ее маленьких некрасивых ушах явственно
прозвучали последние такты увертюры к «Due Poscari», ее дебютной лондонской
оперы…
Она приподнялась и пропела то, что нужно, но не тем сладостным
металлическим, гибким голосом, который сделал ей славу и который хвалили газеты,
а грудным необработанным тембром пятнадцатилетней девочкиподростка, с
неправильной неэкономной подачей звука, за которую ее так бранил профессор
Каттанео.
«Прощай, – моя Травиата, Розина, Церлина…»»
Смерть Бозио болью отозвалась в сердцах тысяч людей, горячо любивших
певицу. «Сегодня я узнал о смерти Бозио и очень пожалел о ней, – сообщал
Тургенев в письме к Гончарову. – Я видел ее в день ее последнего представления:
она играла „Травиату“; не думала она тогда, разыгрывая умирающую, что ей скоро
придется исполнить эту роль не в шутку. Прах и тлен, и ложь – все земное».
В воспоминаниях революционера П. Кропоткина мы находим такие строки:
«Когда заболела примадонна Бозио, тысячи людей, в особенности молодежи,
простаивали до поздней ночи у дверей гостиницы, чтобы узнать о здоровье дивы.
Она не была хороша собой, но казалась такой прекрасной, когда пела, что молодых
людей, безумно в нее влюбленных, можно было считать сотнями. Когда Бозио умерла,
ей устроили такие похороны, каких Петербург до тех пор никогда не видел».
Судьба итальянской певицы запечатлелась и в строчках некрасовской сатиры
«О погоде»:
Самоедские нервы и кости
Стерпят всякую стужу, но вам,
Голосистые южные гости,
Хорошо ли у нас по зимам?
Вспомним – Бозио,
Чванный Петрополь не жалел ничего для нее.
Но напрасно ты кутала в соболь
Соловьиное горло свое.
Дочь Италии! С русским морозом
Трудно ладить полуденным розам.
Перед силой его роковой
Ты поникла челом идеальным,
И лежишь ты в отчизне чужой
На кладбище пустом и печальном.
Позабыл тебя чуждый народ
В тот же день, как земле тебя сдали,
И давно там другая поет,
Где цветами тебя осыпали.
Там светло, там гудет контрабас,
Там попрежнему громки литавры.
Да! на севере грустном у нас
Трудны деньги и дороги лавры!
12 апреля 1859 года Бозио хоронил, казалось, весь Петербург. «К выносу ее
тела из дома Демидова в католическую церковь собралась толпа, в том числе
множество студентов, признательных покойной за устройство концертов в пользу
недостаточных слушателей университета», – свидетельствует современник событий.
Оберполицмейстер Шувалов, опасаясь беспорядков, оцепил здание церкви
полицейскими, что вызвало всеобщее возмущение. Но опасения оказались напрасными.
Процессия в скорбном молчании направились к Католическому кладбищу на
Выборгской стороне, близ Арсенала. На могиле певицы один из поклонников ее
таланта, граф Орлов, в полном беспамятстве ползал по земле. На его средства
позднее соорудили красивый памятник.
ДЕЗИРЕ АРТО ДЕ ПАДИЛЬЯ
(1835–1907)
Арто – французская певица бельгийского происхождения – обладала голосом
редкого диапазона, она исполняла партии меццосопрано, драматического и
лирикоколоратурного сопрано.
Дезире Арто де Падилья (девичья фамилия Маргерит Жозефин Монтаней)
родилась 21 июля 1835 года. С 1855 года училась у М. Одран. Позднее прошла
отличную школу под руководством Полины ВиардоГарсии. В то время выступала
также в концертах на сценах Бельгии, Голландии и Англии.
В 1858 году молодая певица дебютировала в парижской «Грандопера»
|
|