|
впервые представленного петербургской публике».
Ростислав также отмечал: "Она не захотела удивить или, вернее сказать,
поразить публику с первого раза многотрудною вокализациею, необычайно
эффектными или вычурными какимилибо пассажами. Напротив, для… своего дебюта
она избрала скромную роль Джильды («Риголетто»), в которой вокализация ее, в
высшей степени замечательная, не могла выказаться вполне. Соблюдая
постепенность, Бозио являлась попеременно в «Пуританах», «Доне Паскуале»,
«Трубадуре», «Севильском цирюльнике» и «Северной звезде». От этой умышленной
постепенности произошло замечательное крещендо в успехе Бозио… Сочувствие к ней
росло и развивалось… с каждою новою партиею, сокровища таланта ее казались
неистощимыми… После грациозной партии Норины… общественное мнение присудило
новой нашей примадонне венец меццохарактерных партий… Но Бозио появилась в
«Трубадуре», и дилетанты пришли в недоумение, слушая естественную,
выразительную ее декламацию. «Как же это… – говорили они, – мы полагали, что
глубокий драматизм недоступен грациозной нашей примадонне».
Для описания того, что случилось 20 октября 1856 года, когда Анджолина
впервые исполнила в «Травиате» партию Виолетты, трудно подобрать слова.
Всеобщее безумство быстро перешло во всенародную любовь. Роль Виолетты стала
высшим достижением Бозио. Восторженным отзывам не было конца. Особенно
отмечалось изумительное драматическое мастерство и проникновенность, с которым
певица проводила заключительную сцену.
«Слышали ли вы Бозио в „Травиате“? Если нет, то отправляйтесь непременно
слушать, и в первый раз, как дадут эту оперу, потому что, как бы коротко вы ни
были знакомы с талантом этой певицы, без „Травиаты“ ваше знакомство будет
поверхностно. Ни в одной опере богатые средства Бозио как певицы и
драматической артистки не выражаются в таком блеске. Здесь симпатичность голоса,
задушевность и грация пения, изящная и умная игра, словом, все, что составляет
ту прелесть исполнения, посредством которого Бозио завладела безгранично и в
последнее время почти безраздельно расположением петербургской публики, – все
нашло себе прекрасное применение в новой опере». «Только о Бозио в „Травиате“ и
толкуют теперь… Что за голос, что за пение. Лучше ее мы в настоящее время не
знаем в Петербурге ничего».
Интересно, что именно Бозио вдохновила Тургенева на замечательный эпизод
в романе «Накануне», где Инсаров и Елена присутствуют в Венеции на
представлении «Травиаты»: «Начался дуэт, лучший нумер оперы, в котором удалось
композитору выразить все сожаления безумно растраченной молодости, последнюю
борьбу отчаянной и бессильной любви. Увлеченная, подхваченная дуновением общего
сочувствия, со слезами художнической радости и действительного страдания на
глазах, певица отдалась поднимавшейся волне, лицо ее преобразилось, и перед
грозным призраком… смерти с таким, до неба достигающим, порывом моленья
исторглись у ней слова: „Lasciami vivere… morire si giovane!“ („Дай мне жить…
умереть такой молодой!“), что весь театр затрещал от бешеных рукоплесканий и
восторженных кликов».
Лучшим сценическим образам – Джильде, Виолетте, Леоноре и даже веселым
героиням: образам – …героиням – Бозио придавала оттенок задумчивости,
поэтической меланхолии. «В этом пении какойто меланхолический оттенок. Это ряд
звуков, которые льются вам прямо в душу, и мы совершенно согласны с одним из
меломанов, который сказал, что когда слушаешь Бозио, то какоето скорбное
чувство невольно щемит сердце. Действительно, такова была Бозио в партии
Джильды. Что может, например, быть более воздушноизящно, более проникнуто
поэтическим колоритом той трели, которою Бозио окончила свою арию II акта и
которая, начиная форте, малопомалу слабеет и наконец замирает в воздушном
пространстве. И каждый номер, каждая фраза Бозио запечатлены были теми же двумя
качествами – глубиною чувства и изяществом, качествами, которые составляют
главный элемент ее исполнения… Изящная простота и задушевность – вот к чему она
преимущественно стремится». Восхищаясь виртуозным исполнением труднейших
вокальных партий, критики указывали, что «в индивидуальности Бозио преобладает
элемент чувства. Чувство составляет главную прелесть ее пения – прелесть,
доходящую до обаяния… Публика слушает это воздушное, неземное пение и боится
проронить одну нотку».
Бозио создала целую галерею образов молодых девушек и женщин, несчастных
и счастливых, страдающих и радующихся, умирающих, веселящихся, любящих и
любимых. А.А. Гозенпуд отмечает: «Центральную тему творчества Бозио можно
определить названием вокального цикла Шумана „Любовь и жизнь женщины“. Она с
равной силой передавала страх юной девушки перед неведомым чувством и упоение
страсти, страдание измученного сердца и торжество любви. Как уже было сказано,
самое глубокое воплощение эта тема получила в партии Виолетты. Исполнение Бозио
было столь совершенным, что его не могли вытеснить из памяти современников даже
такие артистки, как Патти. Одоевский и Чайковский высоко ценили Бозио. Если
аристократического зрителя пленяли в ее искусстве изящество, блеск,
виртуозность, техническое совершенство, то зритель разночинный был увлечен
проникновенностью, трепетностью, теплотой чувства и задушевностью исполнения.
Бозио пользовалась огромной популярностью и любовью в демократической среде;
она часто и охотно выступала в концертах, сбор с которых поступал в пользу
„недостаточных“ студентов».
Рецензенты дружно писали, что с каждым спектаклем пение Бозио становится
совершеннее. «Голос очаровательной, симпатичной нашей певицы стал, кажется,
сильнее, свежее»; или: «…голос Бозио приобретал более и более силы, по мере
того как успех ее упрочивался… голос ее стал звучнее».
Но ранней весной 1859 года она простудилась во время одной из гастрольных
|
|