|
в испытании» Альбинони в миланском театре «Дукал». В сезоне 1728/29 года
артистка пела в Венеции, а в 1729 году выступала в Парме и Мюнхене. После
гастролей в туринском театре «Реджо» в 1730 году Бордони возвращается в Венецию.
Здесь в 1730 году она знакомится с немецким композитором Иоганном Адольфом
Хассе, работавшим в Венеции капельмейстером.
Хассе – один из известнейших композиторов того времени. Вот какую оценку
немецкому композитору дал, в частности, Ромен Роллан: «Хассе превосходил
Порпору очарованием своего мелоса, в чем с ним сравнялся один только Моцарт, и
своим даром владения оркестром, проявляющимся в его богатом инструментальном
аккомпанементе, не менее мелодичном, чем само пение…»
В 1730 году певица и композитор соединились брачными узами. С этого
времени Фаустина в основном исполняла главные партии в операх мужа.
"Молодая пара в 1731 году уезжает в Дрезден, ко двору курфюрста
саксонского Августа II Сильного, – пишет Е. Цодоков. – Начинается немецкий
период жизни и творчества знаменитой примадонны. Преуспевающий муж, хорошо
овладевший искусством услаждать слух публики, пишет оперу за оперой (всего 56),
жена поет в них. Данное «предприятие» приносит огромный доход (по 6000 талеров
в год каждому). В 1734–1763 годах, в годы правления Августа III (сына Августа
Сильного), Хассе является бессменным капельмейстером Итальянской оперы в
Дрездене…
Мастерство Фаустины продолжало вызывать восхищение. В 1742 году ею
восторгался Фридрих Великий".
Исполнительское мастерство певицы ценил великий Иоганн Себастьян Бах, с
которым чету связывала дружба. Вот что пишет в своей книге о композиторе С.А.
Морозов:
"Дружеские отношения Бах поддерживал также с дрезденским музыкальным
светилом, автором опер Иоганном Адольфом Хассе…
Свободно и независимо державшийся, светскиобходительный артист, Хассе
мало сохранил в себе немецкого даже во внешности. Несколько вздернутый нос под
выпуклым лбом, живая поюжному мимика, чувственные губы, полный подбородок.
Обладавший недюжинным дарованием, обширными знаниями музыкальной литературы, он,
конечно, был рад, вдруг обнаружив в немецком органисте, капельмейстере и
композиторе из провинциального всетаки Лейпцига собеседника, который отлично
знает творчество итальянских и французских сочинителей музыки.
Украшала оперу жена Хассе – певицавенецианка Фаустина, урожденная
Бордони. Ей было тридцать с небольшим. Отличное вокальное образование,
незаурядные артистические способности, яркие внешние данные и изящество,
воспитанное на сцене, быстро выдвинули ее в оперном искусстве. В свое время ей
довелось участвовать в триумфе генделевской оперной музыки, теперь она
познакомилась с Бахом. Единственная артистка, близко знавшая двух величайших
творцов немецкой музыки.
Достоверно известно, что 13 сентября 1731 года Бах, очевидно с Фридеманом,
слушал в зале Дрезденской королевской оперы премьеру – оперу Хассе «Клеофида».
Фридеман, надо полагать, с большей любознательностью воспринял «дрезденские
песенки». Но и Бахотец по достоинству оценил модную итальянскую музыку,
особенно Фаустина в главной роли была хороша. Что ж, они знают дело, эти Хассе.
И хорошая школа. И оркестр хорош. Браво!
…Встречаясь в Дрездене с супругами Хассе, Бах с Анной Магдаленой оказывал
им гостеприимство в Лейпциге. В воскресный или праздничный день столичные гости
не могли не послушать очередную кантату Баха в одной из главных церквей. Они,
возможно, бывали и в концертах Музыкальной коллегии и слышали там светские
сочинения, исполняемые Бахом со студентами.
И в гостиной квартиры кантора в дни приезда дрезденских артистов звучала
музыка. Фаустина Хассе в знатные дома приезжала богато одетой, с открытыми
плечами, с модной высокой прической, несколько отяжелявшей ее красивое лицо. В
квартире кантора она появлялась одетой скромнее – сердцем она чувствовала
трудность судьбы Анны Магдалены, прервавшей артистическую карьеру ради долга
жены, матери.
В квартире кантора профессиональная артистка, примадонна оперы, возможно,
исполняла сопрановые арии из баховских кантат или «Страстей». Звучала в эти
часы итальянская и французская клавесинная музыка.
Когда же приходил Рейхе, звучали и баховские пьесы с сольными партиями
для духовых.
Служанка подает ужин. Все садятся за стол – и именитые гости, и
лейпцигские друзья, и домочадцы, и ученики хозяина, если они были вызваны
сегодня для музицирования.
С утренним дилижансом артистическая чета отбудет в Дрезден…"
Будучи ведущей солисткой Дрезденской придворной оперы, Фаустина
продолжала выступать также в Италии, Германии, Франции. В то время существовал
особый этикет. Примадонна имела право на то, чтобы ее шлейф на сцене нес один
паж, а если она исполняла роль княгини – два. Пажи следовали за ней по пятам.
Она занимала почетное место справа от других участников спектакля, ибо, как
правило, являлась наиболее знатной персоной в пьесе. Когда Фаустина Хассе в
1748 году пела в «Демофонте» Дирку, которая позднее по пьесе оказывается
принцессой, она потребовала для себя более почетного места по сравнению с
княгиней Креусой, настоящей аристократкой. Самому автору – композитору
Метастазио – пришлось вмешаться, чтобы заставить Фаустину уступить.
В 1751 году певица, находясь в полном расцвете творческих сил, покинула
сцену, посвятив себя в основном воспитанию пятерых детей. Тогда семейство Хассе
и посетил один из крупнейших историков музыки того времени, композитор и
|
|