|
удивлением заметил, что его соотечественники не были довольны. Они жалуются,
что он поет в старинном стиле. Вот вам доказательство того, что здесь
музыкальные вкусы меняются каждые десять лет».
Из Неаполя певец возвращается в родную Тоскану. Его последние выступления,
повидимому, состоялись в двух операх Орландини – «Арсак» и «Ариадна».
Умер Сенезино в 1750 году.
ФАУСТИНА БОРДОНИХАССЕ
(около 1695–1781)
Голос БордониХассе отличался невероятной подвижностью. Никто, кроме нее,
не мог повторять один и тот же звук с такой скоростью, а с другой стороны, она
умела бесконечно выдерживать ноту.
«ХассеБордони вошла в историю оперного театра как одна из крупнейших
представительниц вокальной школы бельканто, – пишет С.М. Грищенко. – Голос
певицы был сильным и гибким, исключительным по легкости и подвижности; ее пение
отличалось чарующей красотой звука, колористическим многообразием тембровой
палитры, необычайной выразительностью фразировки и ясностью дикции,
драматической экспрессией в медленной, певучей кантилене и феноменальной
виртуозностью в исполнении трелей, фиоритур, мордентов, восходящих и нисходящих
пассажей… богатством динамических оттенков (от насыщенного fortissimo до
нежнейшего pianissimo). ХассеБордони обладала тонким чувством стиля, ярким
артистическим талантом, прекрасными сценическими данными, редким обаянием».
Фаустина Бордони родилась в 1695 году (по другим источникам, в 1693 или
1700 г.) в Венеции. Происходила она из знатного венецианского рода,
воспитывалась в аристократическом доме И. РеньеЛомбриа. Здесь Фаустина
познакомилась с Бенедетто Марчелло и стала его ученицей. Пению девушка
обучалась в Венеции, в консерватории «Пиета», у Франческо Гаспарини. Затем она
совершенствовалась у известного певцакастрата Антонио Бернакки.
На оперной сцене Бордони впервые появилась в 1716 году в венецианском
театре «СанДжованни Кризостомо» в премьере оперы «Ариоданте» К.Ф. Поллароло.
Далее на той же сцене исполнила главные партии на премьерах опер «Эумеке»
Альбинони и «Александр Север» Лотти. Уже первым выступлениям молодой певицы
сопутствовал грандиозный успех. Бордони быстро прославилась, став одной из
самых известных итальянских певиц. Восторженные венецианцы дали ей прозвище
Новая Сирена.
Интересно, что в 1719 году в Венеции произошла первая творческая встреча
певицы с Куццони. Кто бы мог подумать, что не пройдет и десяти лет, как они
станут участницами знаменитой междоусобной войны в Лондоне.
В 1718–1723 годах Бордони гастролирует по всей Италии. Она выступает, в
частности, в Венеции, Флоренции, Милане (театр «Дукале»), Болонье, Неаполе. В
1723 году певица побывала в Мюнхене, а в 1724/25 году пела в Вене, Венеции и
Парме. Гонорары звезды баснословны – до 15 тысяч гульденов в год! Ведь Бордони
не только хорошо поет, но еще красива и аристократична.
Можно понять, как нелегко было Генделю «соблазнить» такую звезду.
Знаменитый композитор приехал в Вену, ко двору императора Карла VI, специально
за Бордони. Его «старая» примадонна в «Кингстиэтр» Куццони родила ребенка,
нужно подстраховаться. Композитору удалось заключить контракт с Бордони,
предложив ей на 500 фунтов больше, чем Куццони.
И вот уже лондонские газеты полнятся слухами о новой примадонне. В 1726
году певица впервые спела на сцене Королевского театра в новой опере Генделя
«Александр».
Знаменитый писатель Ромен Роллан писал позднее:
"Лондонская опера была отдана во власть кастратам и примадоннам, а также
причудам их защитников. В 1726 году приехала самая известная итальянская певица
того времени, знаменитая Фаустина. С этих пор лондонские представления
обратились в состязания гортаней Фаустины и Куццони, соперничавших в вокализах,
– состязания, сопровождаемые воплями их враждующих сторонников. Гендель должен
был написать своего «Alessandro» (5 мая 1726 г.) ради артистической дуэли между
этими двумя звездами труппы, исполнявшими партии двух любовниц Александра.
Несмотря на все это, драматический талант Генделя проявил себя в нескольких
прекрасных сценах «Admeto» (31 января 1727 г.), величие которых, казалось,
захватило публику. Но соперничество артисток не только не успокоилось от этого,
а стало еще более неистовым. Каждая партия держала на жалованье памфлетистов,
выпускавших на противников подлые пасквили. Куццони и Фаустина дошли до такой
степени бешенства, что 6 июня 1727 года на сцене вцепились друг другу в волосы
и подрались под рев целой залы в присутствии принцессы Уэльской.
С этих пор все пошло вверх дном. Гендель попробовал взять в руки вожжи,
но, как говорил его друг Арбетнот, «дьявол вырвался на свободу»: невозможно
было снова посадить его на цепь. Дело было проиграно, несмотря на три новых
произведения Генделя, в которых блещут молнии его гениальности… Маленькая
стрела, пущенная Джоном Геем и Пепушем, а именно: «Beggars Opera» («Опера
нищих»), докончила поражение лондонской Оперной академии…"
В Лондоне Бордони выступала в течение трех лет, принимала участие в
первых постановках генделевских опер «Адмет, царь Фессалийский» (1727), «Ричард
I, король Английский» (1727), «Кир, царь Персидский» (1728), «Птолемей, царь
Египетский» (1728). Певица также пела в «Астианаксе» Дж.Б. Бонончини в 1727
году.
Покинув Лондон в 1728 году, Бордони гастролировала в Париже и других
городах Франции. В том же году участвовала в первой постановке оперы «Стойкость
|
|