|
В. Чечотт писал в 1884 году: «Более чем когдалибо и ктолибо, Тамберлик
пел в настоящее время душою, а не только голосом. Это его душа вибрирует в
каждом звуке, заставляет трепетать сердца слушателей, проникает в их души с
каждой его фразой».
Умер Тамберлик 13 марта 1889 года в Париже.
ПОЛИНА ВИАРДОГАРСИА
(1821–1910)
Русский поэт Н. Плещеев написал в 1846 году стихотворение «Певице»,
посвященное Виардо Гарсии. Вот его фрагмент:
Она являлась мне… и пела гимн священный, –
А взор ее горел божественным огнем…
То бледный образ в ней я видел Дездемоны,
Когда она, склонясь над арфой золотой,
Об иве пела песнь и прерывали стоны
Унылый перелив старинной песни той.
Как глубоко она постигла, изучила
Того, кто знал людей и тайны их сердец;
И если бы восстал великий из могилы,
Он на чело ее надел бы свой венец.
Порой являлась мне Розина молодая
И страстная, как ночь страны ее родной…
И, голосу ее волшебному внимая,
В тот благодатный край стремился я душой,
Где все чарует слух, все восхищает взоры,
Где вечной синевой блистает неба свод,
Где свищут соловьи на ветвях сикоморы,
И кипариса тень дрожит на глади вод!
МишельФердинандаПолина Гарсиа родилась в Париже 18 июля 1821 года. Отец
Полины, тенор Мануэль Гарсиа находился тогда в зените славы. Мать Хоакина Сичес
тоже ранее была артисткой и одно время «служила украшением мадридской сцены».
Ее крестной матерью была княгиня Прасковья Андреевна Голицына, в честь которой
и назвали девочку.
Первым учителем для Полины стал отец. Для Полины он сочинил несколько
экзерсисов, канонов и ариетт. От него Полина унаследовала любовь к музыке И.С.
Баха. Мануэль Гарсиа говорил: «Настоящим певцом может стать только настоящий
музыкант». За умение усердно и терпеливо заниматься музыкой Полина получила в
семье прозвище Муравей.
В восемь лет Полина стала изучать гармонию и теорию композиции под
руководством А. Рейхи. Затем начала брать уроки игры на фортепиано у Мейзенберг,
а затем у Ференца Листа. До 15 лет Полина готовилась стать пианисткой и даже
дала собственные вечера в брюссельском «Артистическом кружке».
Жила она в то время у сестры – великолепной певицы Марии Малибран. Еще в
1831 году Мария говорила Э. Легуве про свою сестру: «Это дитя… затмит нас всех».
К сожалению, Малибран очень рано трагически погибла. Мария не только помогала
сестре материально и советами, но и, не подозревая того сама, сыграла большую
роль в ее судьбе.
Мужем Полины станет Луи Виардо, друг и советчик Малибран. А муж Марии,
Шарль Берио, помог молодой певице преодолеть самые трудные первые шаги на
артистическом пути. Имя Берио открывало перед ней двери концертных залов. С
Берио она и впервые публично выступила с сольными номерами – в зале
брюссельской ратуши, в так называемом концерте для бедных.
Летом 1838 года Полина и Берио отправились в концертную поездку по
Германии. После концерта в Дрездене Полина получила свой первый ценный подарок
– изумрудный фермуар. Успешно прошли выступления и в Берлине, в Лейпциге и во
ФранкфуртенаМайне. Далее артистка пела в Италии.
Первое публичное выступление Полины в Париже состоялось 15 декабря 1838
года, в зале театра «Ренессанс». Публика тепло приняла исполнение молодой
певицей несколько технически трудных пьес, требовавших подлинной виртуозности.
Первого января 1839 года А. де Мюссе поместил в «Ревю де демонд» статью, в
которой говорил о «голосе и душе Малибран», о том, что «Полина поет как дышит»,
закончив все стихами, посвященными дебютам Полины Гарсиа и Элизы Рашель.
Весной 1839 года Гарсиа дебютировала на сцене лондонского Королевского
театра в партии Дездемоны в «Отелло» Россини. Русская газета «Северная пчела»
писала, что она «возбудила живейшее участие в любителях музыки», «была принята
с рукоплесканиями и вызвала в продолжение вечера два раза… Сначала она,
казалось, робела, и голос ее при высоких нотах дрожал; но вскоре узнали ее
необыкновенные музыкальные дарования, которые делают ее достойным членом семьи
Гарсиа, известной в истории музыки с XVI столетия. Правда, ее голос не мог
наполнить огромной залы, но надобно знать, что певица еще очень молода: ей
только семнадцать лет. В игре драматической она показала себя сестрой Малибран:
она обнаружила силу, которую может иметь только истинный гений!»
7 октября 1839 года прошел дебют Гарсиа в Итальянской опере в роли
Дездемоны («Отелло» Россини). Писатель Т. Готье приветствовал в ней «звезду
первой величины, звезду о семи лучах», представительницу славной артистической
династии Гарсиа. Он отметил ее вкус в одежде, столь отличной от костюмов,
обычных для итальянских артистов, «одевающихся, повидимому, в гардеробе для
|
|