|
Целый ряд итальянских оперных певцовкастратов достигли высокого
совершенства в вокальноисполнительском искусстве. Среди великих «музико» и
«диво», как называли певцовкастратов в Италии, – Каффарелли, Карестини,
Гуаданьи, Паччьяротти, Роджини, Веллути, Крешентини. В числе первых надо
обязательно отметить Сенезино.
Предположительная дата рождения Сенезино (настоящее имя Фратеско
Бернарда) – 1680 год. Однако велика вероятность, что на самом деле он моложе.
Такой вывод можно сделать из того, что его имя упоминается в списках
исполнителей лишь начиная с 1714 года. Тогда в Венеции он пел в «Семирамиде»
Полларолостаршего. Начинал же обучаться пению Сенезино в Болонье.
В 1715 году импресарио Дзамбеккари пишет о манере исполнения певца:
"Сенезино попрежнему ведет себя странно, он стоит неподвижно, как статуя,
а если иногда и делает какойто жест, то прямо противоположный ожидаемому. Его
речитативы настолько же ужасны, насколько прекрасны были речитативы Николини,
что касается арий, то их он исполняет хорошо, если ему случится быть в голосе.
Но вчера вечером в лучшей арии он ушел вперед на два такта.
Казати совершенно невыносим, и изза его скучного патетического пения, и
изза его непомерной гордыни, он объединился с Сенезино, и они не испытывают
почтения ни к кому. Поэтому никто не может их видеть, и почти все неаполитанцы
считают их (если о них вообще думают) парой самодовольных евнухов. Они никогда
не пели у меня, в отличие от большинства оперных кастратов, выступавших в
Неаполе; только этих двоих я никогда не приглашал. И теперь я могу утешаться
тем, что все относятся к ним плохо".
В 1719 году Сенезино поет в придворном театре в Дрездене. Через год сюда
приехал знаменитый композитор Гендель, чтобы набрать исполнителей в созданную
им в Лондоне Королевскую академию музыки. Вместе с Сенезино на берега
«туманного Альбиона» отправились также Беренштадт и Маргерита Дурастанти.
Сенезино надолго остался в Англии. Он пел с большим успехом в академии,
исполняя ведущие партии во всех операх Бонончини, Ариости и прежде всего
Генделя. Хотя справедливости ради надо сказать, что отношения певца и
композитора были не самые лучшие. Сенезино стал первым исполнителем главных
партий в целом ряде генделевских опер: «Оттон» и «Флавий» (1723), «Юлий Цезарь»
(1724), «Роделинда» (1725), «Сципион» (1726), «Адмет» (1727), «Кир» и
«Птолемей» (1728).
5 мая 1726 года состоялась премьера оперы Генделя «Александр», прошедшая
с грандиозным успехом. Выступивший в заглавной роли Сенезино оказался на
вершине славы. Успех разделили с ним две примадонны – Куццони и Бордони. К
сожалению, англичане образовали два лагеря непримиримых поклонников примадонн.
Сенезино надоели распри певиц, и, сказавшись больным, он отправился на родину –
в Италию. Уже после распада академии, в 1729 году, Гендель сам приехал к
Сенезино, чтобы попросить его вернуться.
Так, несмотря на все разногласия, Сенезино начиная с 1730 года стал
выступать в небольшой труппе, организованной Генделем. Он спел в двух новых
сочинениях композитора – «Аэций» (1732) и «Орландо» (1733). Однако противоречия
оказались слишком глубокими и в 1733 году произошел окончательный разрыв.
Как показали дальнейшие события – эта размолвка имела далеко идущие
последствия. Она стала одной из главных причин того, что в противовес труппе
Генделя создана «Опера знати» во главе с Н. Порпорой. Вместе с Сенезино здесь
пел другой выдающийся «музико» – Фаринелли. Вопреки ожиданиям они хорошо
поладили. Возможно, причина и в том, что Фаринелли – сопранист, а у Сенезино –
контральто. А возможно, Сенезино просто искренне восхищался мастерством более
молодого коллеги. В пользу второго говорит история, случившаяся в 1734 году на
премьере оперы А. Хассе «Артаксеркс» в лондонском Королевском театре.
В этой опере Сенезино впервые пел с Фаринелли: исполнял роль
разгневанного тирана, а Фаринелли – несчастного героя, закованного в цепи.
Однако первой же своей арией он так тронул зачерствевшее сердце взбешенного
тирана, что Сенезино, забыв свою роль, подбежал к Фаринелли и заключил его в
объятия.
Вот мнение о Сенезино композитора И.И. Кванца, слышавшего певца в
Англии:
"Он обладал мощным, ясным и приятным контральто, с отличной интонацией и
превосходными трелями. Его манера пения была мастерской, его выразительность не
знала равных. Не перегружая украшениями адажио, он пел основные ноты с
невероятной утонченностью. Его аллегро были полны огня, с четкими и быстрыми
цезурами, они шли из груди, он исполнял их с хорошей артикуляцией и приятными
манерами. Он хорошо вел себя на сцене, все его жесты были естественными и
благородными.
Все эти качества дополнялись величественной фигурой; его внешний вид и
поведение больше подходили для партии героя, чем для любовника".
Соперничество двух оперных театров завершилось крахом обоих в 1737 году.
После этого Сенезино вернулся в Италию.
Самые знаменитые кастраты получали очень большие гонорары. Скажем, в 30е
годы в Неаполе известный певец получал от 600 до 800 испанских дублонов за
сезон. Сумма могла намного увеличиться за счет отчислений с бенефисов. Именно
800 дублонов, или 3693 дуката, получил здесь за сезон Сенезино, певший в
1738/39 году в театре «СанКарло».
Удивительно, но местные слушатели отнеслись к выступлениям певца без
должного пиетета. В следующем сезоне ангажемент Сенезино не возобновлен. Это
вызвало удивление такого знатока музыки, как де Бросс: «Великий Сенезино
исполнял главную партию, я был очарован вкусом его пения и игры. Однако я с
|
|