|
ВИЛЬГЕЛЬМИНА ШРЕДЕРДЕВРИЕНТ
(1804–1860)
Вильгельмина Шредер родилась 6 декабря 1804 года в Гамбурге. Она была
дочерью певцабаритона Фридриха Людвига Шредера и знаменитой драматической
актрисы Софьи БюргерШредер.
В том возрасте, когда другие дети проводят время в беззаботных играх,
Вильгельмина уже узнала серьезную сторону жизни.
"С четырех лет, – рассказывает она, – я уже должна была трудиться и
зарабатывать свой хлеб. Тогда по Германии странствовала знаменитая балетная
труппа Коблера; она прибыла также в Гамбург, где имела особенный успех. Мать
моя, в высшей степени восприимчивая, увлеченная какоюто идеей, тотчас решилась
сделать из меня танцовщицу.
Мой танцевальный учитель был африканец; бог знает, как он попал во
Францию, как очутился в Париже, в кордебалете; перешел потом в Гамбург, где и
давал уроки. Этот господин, по имени Линдау, был не то чтобы зол, но вспыльчив,
строг, иногда даже жесток…
Пяти лет я была уже в состоянии дебютировать в одном Pas de chale и в
английской матросской пляске; на голову мне надели серенькую пуховую шляпку с
голубыми лентами, а на ноги – башмаки с деревянною подошвой. Об этом первом
дебюте я помню только то, что публика с восторгом приняла маленькую ловкую
обезьянку, учитель мой был необыкновенно счастлив, а отец на руках отнес меня
домой. Мать еще с утра обещала мне или подарить куклу, или высечь меня, смотря
по тому, как я выполню свою задачу; и я уверена, что страх немало содействовал
к гибкости и легкости моих детских членов; я знала, что матушка не любила
шутить".
В 1819 году, пятнадцати лет, Вильгельмина дебютировала в драме. К этому
времени ее семья переехала в Вену, а отец скончался годом ранее. После долгих
занятий в балетной школе она с большим успехом исполняла роль Ариции в «Федре»,
Мелитты в «Сафо», Луизы в «Коварстве и любви», Беатрисы в «Мессинской невесте»,
Офелии в «Гамлете». Вместе с тем все яснее обнаружились ее музыкальные
способности – голос ее становился сильным и красивым. После обучения у венских
педагогов Д. Моцатти и Дж. Радиги Шредер через год переменила драму на оперу.
Дебют ее состоялся 20 января 1821 года в роли Памины в «Волшебной флейте»
Моцарта на сцене венского «Кернтнертортеатра». Музыкальные газеты того времени,
казалось, старались превзойти одна другую в выражениях восторга, прославляя
появление на сцене новой артистки.
В марте того же года она исполняла роль Эмелины в «Швейцарском семействе»,
месяц спустя – Марию в «Синей Бороде» Гретри, и, когда в Вене в первый раз
поставили «Фрейшютца», роль Агаты дали Вильгельмине Шредер.
Второе представление «Фрейшютца», 7 марта 1822 года, было дано в бенефисе
Вильгельмины. Вебер сам дирижировал, но от восторга его поклонников
представление делалось почти невозможно. Четыре раза маэстро вызывали на сцену,
закидав цветами и стихами, и под конец у ног его очутился лавровый венок.
Вильгельмина – Агата разделяла триумф этого вечера. Это – та блондинка,
то чистое, кроткое создание, о котором мечтали композитор и поэт; то скромное,
робкое дитя, которое боится снов, теряется в предчувствиях и между тем любовью
и верою готово победить все силы ада. Вебер говорил: «Она первая Агата в мире и
превзошла все, что я воображал, создавая эту роль».
Настоящую известность молодой певице принесло исполнение роли Леоноры в
«Фиделио» Бетховена в 1822 году. Бетховен был очень удивлен и выразил
неудовольствие, как могли такую величественную роль поручить такому ребенку.
И вот спектакль… Шредер – Леонора собирается с силами и бросается между
мужем и кинжалом убийцы. Страшная минута настала. Оркестр молчит. Но ею овладел
дух отчаяния: звонко и ясно, более криком, вырывается у нее: «Убей прежде его
жену!» У Вильгельмины это действительно крик человека, освободившегося от
страшного испуга, звук, потрясший слушателей до мозга костей. Только когда
Леонора на мольбы Флорестана: «Жена моя, что ты выстрадала изза меня!» – не то
с плачем, не то с восторгом говорит ему: «Ничего, ничего, ничего!» – и падает в
объятия мужа, – тогда только точно тяжесть спала с сердец зрителей и все
свободно вздохнули. Раздались рукоплескания, которым, казалось, конца не было.
Артистка нашла своего Фиделио, и хоть она впоследствии много и серьезно
работала над этой ролью, но в главных чертах роль осталась такою же, как
бессознательно создалась в этот вечер. Бетховен также нашел в ней свою Леонору.
Конечно, он не мог слышать ее голоса, и только из мимики, из того, что
выражалось на ее лице, в глазах, мог судить об исполнении роли. После
представления он отправился к ней. Его обыкновенно суровые глаза смотрели на
нее ласково. Он потрепал ее по щеке, благодарил за Фиделио и обещал для нее
написать новую оперу – обещание, которое, к сожалению, не исполнилось.
Вильгельмина никогда более не встречалась с великим художником, но и посреди
всех похвал, которыми знаменитая певица была осыпаема впоследствии, несколько
слов Бетховена были для нее высшей наградой.
Вскоре Вильгельмина познакомилась с актером Карлом Девриентом. Красивый
мужчина с привлекательными манерами очень скоро овладел ее сердцем. Брак с
любимым человеком – мечта, к которой она стремилась, и летом 1823 года
совершилось их бракосочетание в Берлине. Пропутешествовав некоторое время по
Германии, артистическая чета поселилась в Дрездене, куда оба они были
ангажированы.
Брак оказался несчастливым во всех отношениях, и супруги в 1828 году
|
|