|
басбуффо как нельзя лучше подходили для этой цели. Но серьезные социальные
изменения в тогдашнем обществе создали условия для прихода в театр нового
зрителя. Он уже не хотел видеть на сцене полубогов и призраков, он хотел видеть
и слушать нормальных людей, людей из жизни. „Человеком из жизни“ был тенор,
лишенный тонкой „возвышенности“ сопранистов и откровенной наигранности буффо.
Но сопранисты не сразу уступили тенорам. Почти двадцать лет продолжалась между
ними борьба за первенство в театре. Возможно, она продолжалась бы дольше, если
бы за теноров не вступились Чимароза, Моцарт и особенно Россини».
Так с окончанием XVIII столетия начался и закат певцовкастратов.
Медленно, но неуклонно уходит время изящной, услаждающей слух оперы и наступает
период господства бельканто – вокального стиля, отличающегося певучестью,
легкостью, красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом,
виртуозностью колоратуры.
В 30–40е годы XIX столетия одного, даже прекрасного пения оказалось уже
мало, – так представители чистого бельканто уступили место тенорам. Еще через
двадцать–тридцать лет главным действующим лицом становится баритон, являвшийся
до того фактически голосомстатистом.
А что такое вокальное искусство сегодня? В этом смысле характерно
высказывание нашего выдающегося соотечественника Сергея Яковлевича Лемешева:
«Выйдет на сцену человек, и думаешь: ах, какой чудный голос! Но вот он спел
дватри романса, и становится скучно! Почему? Да потому, что нет в нем
внутреннего света, сам человек неинтересен, неталантлив, а только Бог вложил
ему голос. А бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот
он чтото такое произнес поособому, посвоему, и знакомый романс вдруг
засверкал, заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием,
потому что ему есть что сказать. Это главное».
Исполнителям оперной музыки в основном посвящена первая и большая часть
книги. Во вторую вошли вокалисты, выступающие в более молодых направлениях
музыки – джазе, рок и попмузыке, завоевавших популярность в прошедшем столетии.
И еще об одном хотелось сказать в заключение. В отечественной музыкальной
литературе не так много серьезных работ по истории вокального искусства. Тем
более следует особо отметить таких исследователей, как А.А. Гозенпуд, В.В.
Тимохин, Б.А. Савченко, Г.А. Скороходова, Г.М. Шнеерсон.
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
СЕНЕЗИНО
(1680–1750)
Во главе оперного театра XVII века стояли примадонна («prima donna») и
кастрат («primo uomo»). Исторически следы использования кастратов в качестве
певцов ведут к двум последним десятилетиям XVI столетия, а вторжение в оперу
они начали около 1650 года. Впрочем, Монтеверди и Кавалли в первых своих
оперных произведениях еще пользовались услугами четырех природных певческих
голосов. Но настоящего расцвета искусство кастратов достигло в неаполитанской
опере.
Кастрация юношей, для того чтобы сделать из них певцов, существовала,
наверное, всегда. Но только с рождением полифонии и оперы в XVI и XVII веках
кастраты стали необходимы и в Европе. Непосредственным поводом к этому послужил
папский запрет 1588 года петь женщинам в церковных хорах, а также выступать на
сценах театров в папских государствах. Для исполнения женских альтовых и
сопрановых партий использовали мальчиков.
Но в возрасте, когда голос ломается, а они в это время уже становятся
опытными певцами, тембр голоса теряет ясность и чистоту. Чтобы этого не
происходило, в Италии, а также в Испании мальчиков кастрировали. Операция
останавливала развитие гортани, сохраняя на всю жизнь настоящий голос – альт
или сопрано. Тем временем грудная клетка продолжала развиваться, и даже больше,
чем у обычных молодых людей, таким образом, кастраты обладали намного большим
объемом выдыхаемого воздуха, чем даже женщины с голосом сопрано. Сила и чистота
их голосов не идут ни в какое сравнение с нынешними, пусть даже и высокими
голосами.
Операцию делали мальчикам обычно между восемью и тринадцатью годами.
Поскольку такого рода операции запрещались, они делались всегда под предлогом
какойнибудь болезни или несчастного случая. Ребенка опускали в ванну с теплым
молоком, дав ему дозу опиума, чтобы ослабить боль. Мужские гениталии не
удалялись, как это практиковалось на Востоке, лишь надрезали и опорожняли яички.
Молодые люди становились бесплодными, но при качественной операции не
импотентами.
Над кастратами вдоволь издевались в литературе и главным образом в
буффонной опере, изощрявшейся вовсю. Эти нападки, однако, относились не к их
певческому искусству, а преимущественно к внешней манере держаться,
изнеженности и становящемуся все более невыносимым чванству. Пение кастратов, в
котором идеально сочетались тембр мальчишеского голоса и сила легких взрослого
мужчины, попрежнему восхвалялось как вершина всех певческих достижений. За
главными исполнителями на солидном расстоянии от них следовали артисты второго
ранга: один или несколько теноров и женских голосов. Примадонна и кастрат
заботились о том, чтобы эти певцы не получали слишком крупных и особенно
слишком благодарных ролей. Мужские басы постепенно исчезли из серьезной оперы
еще в венецианские времена.
|
|