|
оперной сцене. Он вернулся в родной Неаполь, где и скончался 23 января 1858
года.
ДЖОВАННИ РУБИНИ
(1795–1854)
Один из знатоков вокального искусства XIX столетия Пановка пишет о
Рубини: «У него был сильный и мужественный голос, но этим он обязан не столько
силе звука, сколько звучности вибрации, металлическому тембру. В то же время
его голос был исключительно эластичен и подвижен, как лирическое сопрано.
Рубини без труда брал верхние сопрановые ноты и при этом уверенно и чисто
интонировал».
А вот мнение о певце В.В. Тимохина. «Прежде всего, певец восхищал
слушателей исключительно красивым голосом широкого диапазона (грудной регистр
от „ми“ малой октавы до „си“ первой октавы), яркостью, чистотой и блеском
исполнения. С большим искусством пользовался тенор великолепно развитым верхним
регистром (Рубини мог брать „фа“ и даже „соль“ второй октавы). Он прибегал к
фальцету не для того, чтобы скрыть какиелибо недостатки в „грудных нотах“, а с
единственной целью „разнообразить человеческое пение посредством контрастов,
выразить важнейшие оттенки чувств и страстей, – как указывалось в одном из
отзывов. – Это был богатый, неисчерпаемый родник новых, всемогущих эффектов“.
Голос певца покорял гибкостью, сочным, бархатистым оттенком, звуком, плавностью
переходов из регистра в регистр. Артист обладал замечательным умением
подчеркнуть контрасты между forte и piano».
Джованни Баттиста Рубини родился 7 апреля 1795 года в Романо в семье
местного преподавателя музыки. В детстве он не показал больших успехов в учении
и голос его не вызывал восторга у слушателей. Сами музыкальные занятия Джованни
носили бессистемный характер: органист одного из ближайших маленьких селений
давал ему уроки гармонии и композиции.
Рубини начинал певцом в церквах и скрипачом в театральных оркестрах. В
двенадцатилетнем возрасте мальчик становится хористом театра в Бергамо. Затем
Рубини попал в труппу странствующего оперного коллектива, где ему довелось
пройти суровую школу жизни. Чтобы заработать на жизнь Джованни предпринимает
концертное турне с одним скрипачом, но из затеи ничего не вышло.
В 1814 году ему таки предоставили дебют в Павии в опере «Слезы вдовы»
Пьетро Дженерали. Потом последовало приглашение в Брешию, на карнавал 1815 года,
а далее – в Венецию в довольно известный театр «СанМойзе». Вскоре певец
заключил договор с могущественным импресарио Доменико Барбайей. Тот помог
Рубини принять участие в спектаклях неаполитанского театра «Фьорентини».
Джованни с радостью согласился – ведь такой контракт позволял среди прочего
учиться у крупнейших певцов Италии.
Вначале молодой певец почти затерялся в созвездии талантов труппы Барбайи.
Джованни даже пришлось согласиться на понижение зарплаты. Но упорство и
занятия с известным тенором Андреа Нодзари сыграли свою роль, и вскоре Рубини
стал одним из главных украшений неаполитанской оперы.
Следующие восемь лет певец с большим успехом выступал на сценах Рима,
Неаполя, Палермо. Теперь уже Барбайя, чтобы удержать Рубини, идет на увеличение
гонорара певцу.
6 октября 1825 года состоялся дебют Рубини в Париже. В театре Итальянской
оперы он сначала спел в «Золушке», а затем в «Деве озера» и «Отелло».
Роль Отелло Россини специально переписал для Рубини – ведь он создавал ее
первоначально в расчете на низкий голос Нодзари. В этой роли певец показал свою
способность выделить порой малозаметные детали, придать всему образу
удивительную цельность и правдивость.
С какой печалью, с какой болью израненного ревностью сердца проводил
певец напряженную финальную сцену третьего действия с Дездемоной! «Мотив этого
дуэта оканчивается довольно сложной и продолжительной руладой: здесь могли
оценить мы вполне все искусство, все глубокое музыкальное чувство Рубини.
Казалось бы, что всякая фиоритура в пении, исполненном страсти, должна охладить
его действие, – вышло наоборот. Рубини сумел придать столько силы, столько
драматического чувства незначительной руладе, что этой руладой глубоко потряс…
слушателей», – писал один из современников после выступления артиста в «Отелло».
Итальянского артиста французская публика единодушно признала «королем
теноров». После полугода парижских триумфов Рубини возвратился на родину.
Выступив в Неаполе и Милане, певец отправился в Вену.
Первые успехи певца связаны с выступлениями в россиниевских операх.
Казалось бы, стиль композитора виртуозно блестящий, полон живости, энергии,
темперамента, лучше всего отвечает характеру дарования артиста.
Но свои вершины Рубини покорил в содружестве с другим итальянским
композитором – Винченцо Беллини. Молодой композитор открыл ему новый
увлекательный мир. С другой стороны, сам певец немало способствовал признанию
Беллини, стай самым тонким выразителем его намерений и несравненным
интерпретатором его музыки.
Впервые Беллини и Рубини встретились, готовясь к премьере оперы «Пират».
Вот что пишет Ф. Пастура: "…С Джованни Рубини он решил заняться серьезно, и не
столько потому, что солист должен был петь заглавную партию Гуальтьеро, –
композитор хотел научить его, как воплотить именно тот образ, какой он
нарисовал в своей музыке. И ему пришлось немало потрудиться, потому что Рубини
хотел просто спеть свою партию, а Беллини настаивал, чтобы он еще и сыграл свою
|
|