|
Каталани – воистину замечательное явление в мире вокального искусства.
«Чудом природы» назвал колоратурную певицу Паоло Скюдо за ее исключительное
техническое мастерство.
Анджелика Каталани родилась 10 мая 1780 года в итальянском городке Губбио,
что в области Умбрия. Ее отца Антонио Каталани, человека предприимчивого,
знали и как уездного судью, и как первого баса капеллы Сенигалльского собора.
Уже в раннем детстве Анджелика отличалась прекрасным голосом. Отец
доверил ее воспитание дирижеру Пьетро Моранди. Затем, пытаясь облегчить
бедственное положение семьи, определил двенадцатилетнюю девочку в монастырь
«СантаЛючия». Сюда в течение двух лет многие прихожане приходили лишь для того,
чтобы услышать ее пение.
Вскоре после возвращения домой девочка отправилась во Флоренцию учиться у
известного сопраниста Луиджи Маркези. Маркези, приверженец внешне эффектного
вокального стиля, счел необходимым поделиться с ученицей главным образом своим
удивительным искусством в пении разного рода вокальных украшений, техническим
мастерством. Анджелика оказалась способной ученицей, и вскоре на свет появилась
одаренная и виртуозная певица.
В 1797 году Каталани дебютирует в венецианском театре «Ла Фениче» в опере
С. Майра «Лодоиска». Посетители театра сразу отметили высокий, звучный голос
новой артистки. А если учесть редкую красоту и обаяние Анджелики, понятен ее
успех. В следующем году она выступает в Ливорно, еще через год поет в театре
«Пергола» во Флоренции, а последний год столетия проводит в Триесте.
Новый век начинается весьма удачно – 21 января 1801 года Каталани впервые
поет на подмостках знаменитого «Ла Скала». «Где бы ни появлялась молодая певица,
всюду слушатели воздавали должное ее искусству, – пишет В.В. Тимохин. – Правда,
пение артистки не было отмечено глубиной чувства, не выделялась она и
непосредственностью сценического поведения, но зато в музыке живой, приподнятой,
бравурной – не знала себе равных. Исключительная красота голоса Каталани,
некогда трогавшая сердца простых прихожан, теперь, соединенная с замечательной
техникой, вызывала восторги любителей оперного пения».
В 1804 году певица уезжает в Лиссабон. В столице Португалии она
становится солисткой местной итальянской оперы. Каталани быстро становится
любимицей местных слушателей.
В 1806 году Анджелика заключает выгодный контракт с лондонской оперой. На
пути в «туманный Альбион» она дает несколько концертов в Мадриде, а затем в
течение нескольких месяцев поет в Париже.
В зале «Национальной академии музыки» с июня по сентябрь Каталани
демонстрировала свое искусство в трех концертных программах, и каждый раз был
аншлаг. Говорили, что лишь появление великого Паганини могло произвести такой
же эффект. Критиков поразил обширный диапазон, поразительная легкость голоса
певицы.
Искусство Каталани покорило и Наполеона. Итальянскую артистку вызвали в
Тюильри, где и состоялся ее разговор с императором. «Куда вы направляетесь?» –
спросил полководец свою собеседницу. «В Лондон, государь», – промолвила
Каталани. «Останьтесь лучше в Париже, здесь вам хорошо заплатят и понастоящему
оценят ваш талант. Вы получите сто тысяч франков в год и два месяца отпуска.
Это решено; прощайте, мадам».
Однако Каталани осталась верна договору с лондонским театром. Она бежала
из Франции на пароходе, предназначенном для перевозки пленных. В декабре 1806
года Каталани впервые спела для лондонцев в опере Португаля «Семирамида».
После закрытия театрального сезона в столице Англии певица, как правило,
предпринимала концертные турне по английским провинциям. «Имя ее, объявленное в
афишах, привлекало толпы народа в самые маленькие города страны», – указывают
очевидцы.
После падения Наполеона в 1814 году Каталани возвращается во Францию, а
затем отправляется в большую и удачную гастрольную поездку по Германии, Дании,
Швеции, Бельгии и Голландии.
Наибольшей популярностью среди слушателей пользовались такие произведения,
как «Семирамида» Португаля, вариации Роде, арии из опер «Прекрасная
мельничиха» Джованни Паизиелло, «Три султанши» Винченцо Пуччита (аккомпаниатор
Каталани). Благосклонно принимали европейские зрители ее выступления в
сочинениях Чимарозы, Николини, Пиччини и Россини.
После возвращения в Париж Каталани становится директором Итальянской
оперы. Впрочем, фактически руководство театром осуществлял ее муж Поль Валабрег.
Он старался в первую очередь обеспечить доходность предприятия. Отсюда и
снижение стоимости оформления спектаклей, а также максимальное сокращение
расходов на такие «второстепенные» атрибуты оперного представления, как хор и
оркестр.
В мае 1816 года Каталани возвращается на сцену. Следуют ее выступления в
Мюнхене, Венеции и Неаполе. Только в августе 1817 года, вернувшись в Париж, она
на короткое время вновь становится во главе Итальянской оперы. Но не прошло и
года, как в апреле 1818 года Каталани окончательно покидает свой пост.
Следующее десятилетие она постоянно гастролирует по Европе. К тому времени
Каталани уже редко брала некогда великолепные высокие ноты, но прежняя гибкость
и сила ее голоса еще пленяли публику.
В 1823 году Каталани впервые посетила столицу России. В Петербурге ей
оказали самый сердечный прием. 6 января 1825 года Каталани участвовала в
открытии в Москве современного здания Большого театра. Она исполнила партию
Эрато в прологе «Торжества муз», музыку которого написали русские композиторы А.
Н. Верстовский и А.А. Алябьев.
|
|