|
Дрезден своим родным городом.
"Теперь она поселилась в Мюнхене скорее, надо думать, изза дешевизны,
чем из привязанности, – записал в своем дневнике Берни в 1772 году. – Она не
получает, по моим сведениям, пенсиона от здешнего двора, но благодаря своим
сбережениям имеет при экономии достаточные средства. Живет она, повидимому,
вполне комфортабельно, хорошо принята при дворе и пользуется уважением всех тех,
кто способен оценить ее разумность и наслаждаться ее разговором.
Я получил большое удовольствие, слушая ее рассуждения о практической
музыке, где она обнаруживала не меньше познаний, чем любой Maestro di cappella,
с которым я когдалибо беседовал. Ее мастерство пения и сила выразительности в
разных стилях все еще удивительны и должны восхитить каждого, кого может
радовать исполнение, не связанное с обаянием молодости и красоты. Она говорит
на трех языках – немецком, французском и итальянском – так хорошо, что трудно
сказать, какой из них является ее родным. Говорит она также поанглийски и
поиспански достаточно, чтобы вести на них беседу, и понимает латынь; но на
первых трех названных языках она поистине красноречива.
…Она настроила свой клавесин, и я убедил ее петь под этот лишь
аккомпанемент почти четыре часа. Только теперь мне стало понятно ее высокое
мастерство пения. Она совсем не выступает и говорит, что ненавидит здешнюю
музыку, ибо ей редко хорошо аккомпанируют и хорошо слушают ее; ее голос, однако,
стал гораздо лучше с тех пор, как она в последний раз была в Англии".
Минготти прожила долгую жизнь. Она умерла в возрасте 79 лет, в 1807 году.
ЛУИДЖИ МАРКЕЗИ
(1754–1829)
Маркези – один из последних знаменитых певцовкастратов конца XVIII –
начала XIX столетия. Стендаль в книге «Рим, Неаполь, Флоренция» назвал его
«Бернини в музыке».
«Маркези обладал голосом мягкого тембра, виртуозной колоратурной техникой,
– отмечает С.М. Грищенко. – Его пение отличалось благородством, тонкой
музыкальностью».
Луиджи Лодовико Маркези (Маркезини) родился 8 августа 1754 года в Милане,
в семье трубача. Сначала он обучался игре на охотничьем рожке. Позднее,
перебравшись в Модену, учился пению у педагога Кайрони и певца О. Альбуцци. В
1765 году Луижи стал так называемым alievo musico soprano (младшим
кастратомсопранистом) в Миланском соборе.
Дебютировал молодой певец в 1774 году в столице Италии в опере
«Служанкигоспожи» Перголези с женской партией. Видимо, весьма удачно, так как
в следующем году во Флоренции он снова исполнил женскую роль в опере Бьянки
«Кастор и Поллукс». Маркези пел также женские партии в операх П. Анфосси, Л.
Алессандри, П.А. Гульельми. Несколько лет спустя после одного из выступлений
именно во Флоренции Келли писал: "Пел «Sembianza amabile del mio bel sole»
Бьянки с самым изысканным вкусом; в одном хроматическом пассаже он взлетел на
октаву хроматических нот, и последняя нота была настолько изысканномощной и
сильной, что ее называли «бомбой Маркези».
У Келли есть еще один отзыв об исполнительском мастерстве итальянского
певца, который он оставил после в просмотра спектакля Мысливечека «Олимпиада» в
Неаполе: «Его выразительность, чувство и исполнение в прекрасной арии „se Cerca,
se Dice“ были выше всяких похвал».
Большую известность Маркези приобрел, выступив в 1779 году в миланском
театре «Ла Скала», где в следующем году его триумф в «Армиде» Мысливечека был
отмечен серебряной медалью академии.
В 1782 году в Турине Маркези добивается грандиозного успеха в «Триумфе
Мира» Бьянки. Он становится придворным музыкантом короля Сардинии. Певцу
положено неплохое ежегодное жалованье – 1500 пьемонтских лир. Кроме того, ему
разрешено гастролировать за границей в течение девяти месяцев в году. В 1784
году в том же Турине «музико» участвовал в первом исполнении оперы «Артаксеркс»
Чимарозы.
«В 1785 году он добрался даже до СанктПетербурга, – пишет в своей книге
о певцахкастратах Э. Хэрриот, – но, напуганный тамошним климатом, поспешно
уехал в Вену, где провел следующие три года; в 1788м он очень удачно выступил
в Лондоне. Этот певец славился своими победами над женскими сердцами и стал
причиной громкого скандала, когда Мария Косуэй, супруга миниатюриста, бросила
ради него мужа и детей и стала ездить за ним по всей Европе. Она вернулась
домой только в 1795 году».
Прибытие Маркези в Лондон произвело фурор. В первый вечер его выступление
никак не могло начаться изза шума и смятения, царивших в зале. Известный
английский меломан лорд Маунт Эгдкомба пишет: «В это время Маркези был очень
красивым молодым человеком, с прекрасной фигурой и грациозными движениями. Его
игра была одухотворенной и выразительной, вокальные способности совершенно
неограниченными, голос поражал своим диапазоном, хотя и был чуть глуховат. Он
хорошо исполнял свою роль, но создавалось впечатление, что он слишком любуется
собой; кроме того, ему лучше удавались бравурные эпизоды, чем cantabile. В
речитативах, энергичных и страстных сценах ему не было равных, и, будь он менее
привержен мелизмам, не всегда уместным, и обладай он более чистым и простым
вкусом, его исполнение было бы безупречным: во всяком случае, он всегда оживлен,
блестящ и ярок. Для своего дебюта он выбрал прелестную оперу Сарти „Юлий
Сабин“, в которой все арии главного героя (а их много, и они очень
разнообразны) отличает тончайшая выразительность. Все эти арии мне знакомы, я
|
|