|
когда из отдельных территорий, где проживали люди, стали создаваться
государства, беспрерывно накапливался опыт обозначения границ, их обустройства.
В Древней Руси на больших деревьях – обычно это были дубы – вырубались кресты,
в степной местности вырывались ямы, наполненные предметами, которые долго
сохранялись: уголь, береста, кости животных. В древнерусском языке имелось
особое слово «межа», обозначавшее по Толковому словарю В. Даля – «рубеж, грань,
граница, стык, раздел». На Севере, где преобладал сырой и холодный климат,
использовались более «долговечные» приемы: на большой приметный камень или
скалу наносились знаки государственности той и другой договаривающихся сторон.
Для обозначения границы со Швецией, начиная именно с Ореховского договора
1323 года, на огромные валуны наносили путем выбойки со стороны Швеции три
короны и крюк, обозначавшие фигуры из шведского герба, а с русской – крест или
грань.
Так произошло и с Крестовым камнем, который пофински зовется «risti
kivi» и поныне, спустя почти семь веков, стоит среди лесов Карельского
перешейка. Именно он обозначил ту древнюю границу.
Этот исторический памятник расположен примерно на 27м километре шоссе,
ведущего от Финского залива в сторону Приозерска, в обширной, покрытой густым
лесом ложбине. На стоящей у дороги березе прикреплена малозаметная табличка:
«Крестовый камень. Памятник XIV века». Камень находится на небольшом пригорке,
среди болот, из которых берут начало и разбегаются в разные стороны речки:
Сестра, Волчья и Волочаевка.
Впрочем, внешне это всего лишь огромный валун, поросший мхом размером
гдето в три, три с половиной метра. Со стороны камень напоминает двухскатную
кровлю, лежащую на земле. С восточной стороны, как об этом и говорится в
исторической литературе, хорошо заметен крест. Собственно, крестов два. Они
были высечены в 1323 и в 1595 годах согласно Ореховскому и Тявзинскому
договорам. Отсюда и название камня – «Крестовый». Исторические кресты видны не
очень хорошо, видимо, свойство гранита крошиться со временем дает о себе знать,
недаром пофински гранит – гнилой камень. Очевидно, по этой же причине с
обратной, западной, стороны не осталось никаких следов, похожих на шведскую
корону в виде распустившейся лилии…
НОВГОРОД – ОРДА: 1:0
(По материалам А. Широкорада и А. Прасола.)
В 1366 году, когда Русь все еще не скинула оковы татарского ига, в Москву
к молодому князю Дмитрию срочно прибыл посол хана Золотой Орды. Его узкие глаза
на перекошенном от злобы лице совсем исчезли за поднявшимися вверх скулами. В
гневе он прокричал молодому князю Дмитрию: «На Волге горят татарские города,
торговые караваны грабятся, невольников христианских освобождают. Уймите
ушкуйников». Возмутился и московский князь – совсем обнаглели мужики
новгородские. Срочно отправляет он в Новгород гонца с грозной грамотой – «Зачем
вы ходили на Волгу и гостей моих грабили?» На что бояре новгородские ответили,
как и теперь принято, отпиской: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова.
Но твоих гостей не грабили, били только бусурман, и ты нелюбовь отложи от нас».
Кто же были эти ушкуйники, одно лишь упоминание о которых приводило
ордынцев в ужас? Вообще, ушкуй (ушкой) – вид речного судна. Предполагается, что
название произошло от древневепского слова «лодка». А ушкуйники – экипажи
ушкуев, ватага добрых молодцев из вольного города, не признававшего ни власти
московских князей, ни татарского владычества – Господина Великого Новгорода.
Известно, что через Новгород в древности проходил знаменитый торговый
путь «из варяг в греки», поэтому новгородцы были хорошими мореходами. Они
держали в своих руках ключевые выходы к «Северному славянскому морю»
(современное Белое море), привыкли плавать в самых сложных условиях. Для
неглубоких рек ими строились плоскодонные легкие шитики и ладьи «ушкуи». Свои
лодки они перетягивали волоком из одной реки в другую и таким образом могли
использовать разветвленную сеть малых рек Севера. Новгородцы были вынуждены
постоянно защищать от врагов торговые пути и промыслы рыбы и морского зверя.
Поэтому нередко, как говорится в былинах, «дружина хоробрая» сопровождала
богатого новгородского гостя на всем «протяжении его плавания». В случае
необходимости суда вооружались, и тогда их экипажи становились грозной силой
для иноземных пришельцев и морских пиратов.
В 1187 году новгородцы, решив отомстить за набеги шведам, проникли через
проток Стокзунд, возле которого впоследствии вырос Стокгольм, в озеро Меллар,
на берегах которого беспечно шумел богатый город Сигтуна. Экипажи ушкуев напали
на него и взяли богатые трофеи, в том числе и бронзовые церковные врата,
которые до сих пор стоят в фасаде знаменитого Софийского собора в Новгороде.
Неудивительно, что, имея такие боевые традиции, смириться перед татарами
для новгородских вольных людей было позором. И они зачастую, даже не спрашивая
на то дозволения, сами ходили по Волге, Каме и многочисленным их притокам
искать себе ратной удачи.
Впервые записи об этих походах против татар упоминаются в летописях,
датированных 1320 годом. Во время княжения Ивана Калиты ушкуйники взяли штурмом
город Жукотин (Джукетау), остатки которого находятся вблизи современного
Чистополя на Каме, перебили там множество воинов и взяли богатую добычу.
Жукотинские князья тотчас пожаловались хану, а тот послал приказ русским
князьям покарать «разбойников».
|
|