|
Лишь греческий писатель Лукиан во II веке н.э. приводит любопытные
сведения, за которые впоследствии радостно ухватились ученые, философы и даже
художники эпохи Возрождения. Согласно Лукиану, Архимед построил шестиугольное
зеркало, собранное из небольших четырехугольных зеркал, каждое из которых было
закреплено на шарнирах и приводилось в движение цепным приводом. Благодаря
этому углы поворота зеркал можно было подобрать таким образом, чтобы отраженные
солнечные лучи фокусировались в точке, находящейся от зеркала на расстоянии
полета стрелы. При помощи такой системы зеркал Архимед и поджег корабли римлян.
Для римлян это могло выглядеть так: когда до Аркадины – внешней
крепостной стены Сиракуз – оставалось около 150 метров, вдруг началось
невиданное светопреставление. Ослепительные снопы ярчайшего света обрушились на
окаменевших от ужаса бойцов Клавдия Марцелла. Одновременно вспыхнули паруса и
деревянные корпуса кораблей. Казалось, будто карающая десница Зевса обрушилась
на римлян. Несколько кораблей сгорело, и в тот раз атака на Сиракузы не
состоялась…
Еще одно упоминание содержится в сочинении «О темпераменте» знаменитого
римского ученогомедика Галена. Описывая пожар, Гален рассказывает, что стена
здания загорелась от жара пламени, и добавляет: «Таким же образом, говорят, и
Архимед поджег триремы врага зажигательными зеркалами».
Вопрос о зеркалах Архимеда разбирал четыреста лет спустя византийский
ученый Анфимий в сочинении «О чудесных механизмах». Сохранившийся отрывок из
этого сочинения является не только источником, но и первым научным достижением,
порожденным вестью об архимедовых зеркалах.
Анфимий попытался даже дать реконструкцию зеркал, исходя из радиуса
действия, равного дальности полета стрелы. Это расстояние являлось для Анфимия
одним из условий задачи, почерпнутым, видимо, из источников, которые до нас не
дошли.
Первым взглянув на проблему как на задачу, византиец пишет: «Требуемое
расстояние казалось большим и, представлялось невозможным получить
воспламенение, но поскольку никто не мог оспаривать славу Архимеда, который
сжег корабли римлян с помощью отражения солнечных лучей, то резонно было
полагать, что задача могла быть решена с помощью принципов, изложенных ниже».
Вывод Анфимия таков:
«При помощи многих плоских зеркал можно отразить в одну точку такое
количество солнечного света, что его объединенное действие вызовет загорание.
Этот опыт можно сделать с помощью большого числа людей, каждый из которых будет
держать зеркало в нужном положении.
Но чтобы избежать суматохи и путаницы, удобнее применить раму, в которой
закрепить 24 отдельных зеркала с помощью пластин или, еще лучше, на шарнирах.
Подставляя этот механизм солнечным лучам, надо правильно установить центральное
зеркало, а потом и остальные, быстро и ловко наклоняя их… так, чтобы солнечные
лучи, отраженные этими различными зеркалами, направлялись в ту же точку…
Следует заметить, что все прочие авторы, которые говорили о зеркалах
божественного Архимеда, упоминали не об одном зеркале, но о многих».
Последние исторические сообщения об архимедовых зеркалах – также
византийские – относятся уже к XII веку.
Далее за дело взялись ученые. Немало времени посвятил этому вопросу
французский натуралист и изобретатель Жорж Луи Бюффон. После его успешных
опытов мнение о реальности архимедовых зеркал возродилось.
Но со временем работы Бюффона были забыты, и незаметно снова
распространилось мнение о технической невозможности существования «лазера»
Архимеда.
Однако в 70е годы XX века греческий инженермеханик Иоаннис Сакас снова
поставил опыт и доказал, что подобное возможно. В порту Скараманга под Афинами
построили несколько десятков солдат, каждый из которых держал прямоугольное
зеркало размером 91x50 см. На расстоянии около 50 метров от берега поставили
лодку, груженную смолой. По команде Сакаса солдаты несколько раз поднимали
щитообразные зеркала – так ученый искал нужный угол, чтобы сфокусировать
солнечные лучи на лодке. И вдруг лодка задымилась, а затем вспыхнула ярким
пламенем.
В легендах о зеркалах нет сведений, противоречащих истории или
возможностям техники эпохи Архимеда. В источниках говорится о поджоге кораблей,
но не о сожжении флота, что не противоречит рассказу Полибия о штурме Сиракуз.
Ведь пожар на двухтрех, даже десяти кораблях не мог существенно повлиять на
ход морской атаки, в которой только тяжелых кораблей участвовало не менее
шестидесяти.
Что касается дальнейшей судьбы Сиракуз, то вспыхнувшие восстания других
сицилийских городов отвлекли на какоето время часть римских войск, и римляне
ненадолго оставили город в покое. Но в 212 году до н.э., воспользовавшись
проходившим в городе праздником, Марцелл снова начал штурм и сумел овладеть
верхней частью города. К сожалению, во время осады погиб и великий ученый
Архимед. Попытка выбить римлян с завоеванных позиций, предпринятая пришедшим на
помощь отрядом карфагенян под командованием Гимилькона, успеха не имела. Однако
и римляне смогли завладеть остальными частями города только через 8 месяцев…
В источниках говорится о применении зеркал только против флота, хотя они
могли повредить пехотинцам Аппия ничуть не меньше, чем морякам Марцелла,
воспламеняя переносные укрытия, ослепляя и обжигая воинов. Почему?
Ответ прост: если взглянуть на карту Сиракуз, то окажется, что положение
солнца по отношению к сражающимся исключало применение зеркал против пехоты.
Пешее войско наступало со стороны Гексапил – ворот, расположенных в центре
|
|