|
грандиозного пространства Сибири российскими казакамиземлепроходцами.
После гибели Ермака к завоеванию Западной Сибири пришлось приступить
заново. Но основа для этого была создана теми, кто разведал речные пути и
волоки за Камнем — Уралом. Уже в 1586 году из Москвы были посланы воевода
Василий Сукин с отрядом в триста человек для основания городов на реках
сибирских. 29 июня 1586 года заложен был первый из них — Тюмень. Он стал
центром сбора ясака у татар, живущих в этом районе оседло и не оказавших
сопротивления. Но хан Кучум, кочуя по югу Сибири, еще не смирился и время от
времени совершал набеги.
Через год в Тюмень прибыло подкрепление — еще 500 казаков. Письменный
голова Данила Чулков прошел с ним вниз по Type и Тоболу. При впадении Тобола в
Иртыш поставили деревянную крепость Тобольск. Потом ее перенесли на высокий
берег Иртыша, и вокруг разросся город, ставший на два столетия главным городом
Сибирской губернии. В 1588 году Чулкову удалось хитростью захватить наиболее
активных из прииртышских татар во главе с СеидАхматом и отправить в Москву,
где царь к ним отнесся очень милостиво, пожертвовав каждому по земельному
наделу. А еще через три года тобольский воевода князь Владимир
КольцовМасальский, включив в свое войско «мирных» татар, на реке Ишиме разбил
хана Кучума, хотя еще не окончательно. Полный разгром произошел в битве на
Верхней Оби, близ устья реки Берды 20 августа 1598 г. Русский отряд в 1000
человек возглавил воевода Андрей Воейков. Около трехсот татар погибло в бою и
утонуло в Оби. Сам Кучум исчез. И уже ничто не препятствовало русским
приступить к колонизации Сибири. Она началась с подчинения Москве Мангазеи.
РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ ИНДИИ
(Афанасий Никитин)
Путешествия в Монголию Карпини и Рубрука открыли для европейцев (но
далеко не для всех) только северную часть Центральной Азии.
Дело в том, что русские князья со своей челядью и свитой периодически
посещали великого хана, потому что были зависимы от него как вассалы,
выплачивая дань. Да и посланцы из Западной Европы, в частности Марко Поло,
упоминали о том, что при дворе великого хана было немало русских и они порой
служили переводчиками. Монголия и даже Китай не были для них загадочными
странами.
Другое дело — Индия. Для просвещенных западноевропейцев и торговцев она
была сравнительно неплохо известна. Арабские или армянские купцы привозили
оттуда различные товары. Еще в античные времена греки и римляне были
осведомлены об Индии, а полки Александра Македонского побывали там.
Для русских далекие южные страны, а в особенности Индия, представлялись
загадочными. О них рассказывали сказки. Неплохо были известны Кавказ,
Закавказье, Ближний Восток, Персия, но далее на юговосток русские люди не
заходили. Возможно, конечно, когонибудь и забрасывала туда судьба, но никаких
тому свидетельств не осталось. А для географического открытия требуется именно
землеописание, как указывает само название науки.
Одним из классических памятников такого рода является «Хождение Даниила,
игумена Русской земли» к святым местам в начале XII века. С ним было еще семь
человек из Киева и Новгорода (сам Даниил, как предполагается, был из Чернигова).
Во время их странствий проходили военные действия между крестоносцами и
сарацинами (арабами), но враждующие стороны не препятствовали русским
путешественникам, а то и радушно принимали их. Никаких особых задач Даниил
перед собой не ставил, «но только ради любви к святым местам написал обо всем,
что видел своими глазами… и написал о путешествии ради верных людей. Да кто
услышит (или прочтет) о местах святых, устремился бы душою и воображением к
этим святым местам…»
Религиозная цель в данном случае оказалась очень благоприятной для
географии: путешественник делал читателя как бы своим спутником и соглядателем.
По сути дела — это путеводитель, составленный просто и ясно, без излишних
словесных красот и домыслов. Например, о пути от Иерусалима к Иордану сказано:
"Путь очень тяжек, страшен и безводен; горы высокие скалистые, на дорогах
много разбоя…
От Кузивы (ЭльКельт) до Иерихона пять верст, а от Иерихона до Иордана
шесть верст по ровному месту, в песке, путь очень тяжек. Многие люди задыхаются
от зноя и умирают от жажды водной. Мертвое море вблизи от этого пути, исходит
от него дух знойный, смердящий, сушит и сжигает всю эту землю".
Но всетаки это было, можно сказать, ближнее хождение. Да и святые места
не были для русских неожиданным открытием. Иное дело — Индия. С географической
точки зрения ее посещение первым русским купцом, который проявил себя как
проницательный наблюдатель и оставил соответствующие записи, следует считать
значительным географическим достижением.
В 1466 году тверской купец Афанасий Никитин снарядил два судна с товаром,
взятым в долг, и отправился вниз по Волге. Он воспользовался благоприятным
случаем: послы ширванского шаха (страны в Западном Прикаспии) возвращались
восвояси от московского великого князя Ивана III.
В устье Волги на этот караван судов напали астраханские татары. Афанасий
лишился товаров, за которые был в ответе. Возвращаться домой не было резона:
посадят в долговую яму. Пристроиться гденибудь, прижиться он не пожелал. Пошел
он в Дербент, оттуда в Баку, оттуда по морю добрался до южного берега Каспия.
Путешествовать он стал неспешно, продвигаясь дальше на юг без определенной цели,
главным образом из любознательности. Возможно, и домато в Твери ему спокойно
|
|