Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К.Баландин, В. А. Маркин - 100 великих географических открытий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 185
 <<-
 
Иотунхеймен. По существу, это потусторонний мир, не имеющий ничего общего с 
реальностью. Биармия же существовала вполне конкретно как страна, богатая 
пушниной и населенная, повидимому, лопарями или близким к ним народом. С 
середины XIII века в скандинавских источниках исчезают упоминания о биармийцах, 
которые, если этим источникам верить, спасаясь от монголов (а на самом деле, от 
новгородцев), просили норвежского короля Хакона разрешить им переселиться на 
его земли. Тогдато они и поселились на западе — на Кольском полуострове и 
вокруг Онежского озера. А память о том, что лопари жили когдато на берегах 
Белого моря и в устье Северной Двины, осталась, возможно, в угрофинском 
названии острова Соломбала, на котором располагается один из районов 
Архангельска.
      Автор первой истории Сибири, изложенной в книге, называвшейся «Описание 
Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, особливо, от 
покорения его Российской державе…», академик российский Герард Фридрих Миллер 
начинает свою книгу словами: «Первый и главнейший народ в Сибири есть татары, 
которые живут в полуденных странах около рек Тобола, Иртыша, Оби, Томи и Енисея 
и в лежащих степях между помянутыми реками… Подлинная история начинается от 
времен великого Чингисхана, который в начале века после Рождества Христова 
народ, до того времени во тьме сидевший, на свет вывел». Поэтому после того как 
новгородцы покорили югру, неизбежным стало столкновение перешедших за Камень 
русских с татарами Западной Сибири.
      Первые сведения о самояди — племенах, обитавших севернее Югры, лесных 
жителей, доставил новгородский воевода Ядрей, совершавший поход во главе 
ушкуйников в 1193 году.
      С этого северного племени, жившего, главным образом, в тундре, воевода 
Ядрей собрал дань изделиями из кости, но больше ничего он не смог сообщить.
      Иное дело — первый за Уралом проповедник Стефан Храп, направленный в 1379 
году в землю, населенную народом коми — зырянами и пермяками. Поселившись на 
реке Вычегде, он изучил язык коми и создал их письменность — «пермскую азбуку», 
получив сан епископа пермского, и остался среди коми до конца жизни, занявшись 
исследованием не только обычаев народа, но и географии земли, на которой он жил.
 В 1395 году было составлено первое описание рек Пермской Земли, в которое 
вошли Вычегда, впадающая в Северную Двину, Вятка и Чусовая — притоки Камы, 
«обходящей всю землю Пермскую».
      В годы правления Ивана Грозного было покончено с татарским владычеством 
на Волге, и в разгроме кочующих отрядов на Яике участвовали казаки атамана 
Ермака. Но, по решению казачьего круга, его отряд отправляется в Пермский край. 
Купцы Строгановы, промышлявшие солью, добывавшейся близ городка Усолье, на реке 
Вычегде, пригласили казачий отряд для распространения своих владений в край, 
населенный ненцами, хантами и манси, у которых можно скупать за соль пушнину. 
Строгановы получили от царя грамоту, разрешающую строить городки в «сибирской 
стороне, за югорским камнем… на Тоболе реке и на Иртыше, и на Оби, и на других 
реках». Фактически это означало предоставление права на экономическое овладение 
Сибирью.
      Конкуренция была нежелательна для хана Кучума, свергнувшего своего 
предшественника Едигера, называвшего себя «князем всей земли Сибирской» и 
обещавшего Ивану Грозному поставлять каждый год тысячу соболиных шкурок.
      Настоящее имя казацкого атамана, по прозвищу Ермак (этим словом казаки 
называют артельный котел), Ермолай Аленин, и родился он гдето на Северной 
Двине, а не в донских степях, как многие считают. Отряд Ермака из шестисот 
казаков разместился на тридцати больших стругах и нескольких маленьких лодках. 
Эта флотилия отправилась под парусами вверх по стиснутой крутыми лесистыми 
берегами порожистой реке Чусовой, левом притоке Камы. Впервые они перевалили 
Средний Урал, горы невысокие, не выше полверсты, разрушенные, но перетаскивать 
через них лодки — дело нелегкое. Для волока условия не подходят. Пришлось 
перетаскивать корабли через нагромождения камней на руках, расчищая с топорами 
лес.
      На реке Туре встретились с войском Кучума, численно превосходящим казаков 
раз в десятьпятнадцать. Погибла сотня казаков, но первая победа была одержана, 
и в октябре 1582 года казаки, не встречая сопротивления, вошли в столицу 
Ханства Искер. До весны они прожили в этом городе, который стали называть 
Сибирь, ожидая обещанный царем вспомогательный отряд. Но в это время умер Иван 
IV, и лишь в ноябре следующего года посланные им стрельцы перевалили Урал и 
добрались до Искера, где зимовали казаки Ермака.
      Вторая зимовка была очень тяжелой; кончилась провизия, и почти все 
прибывшие из Москвы стрельцы погибли от голода. Оставшиеся отправились на север,
 вниз по Иртышу. Цель — выйти на Обь.
      В нижнем течении Оби, на ее притоке Пелым, они попытались покорить манси, 
но те оказали, вместе с татарами, упорное сопротивление. Ермак отступил, 
вернулся в Искер. Тут как раз подошел, наконец, посланный царем отряд стрельцов,
 во главе с воеводой, князем Волховским. Во время тяжелой зимовки изза 
нехватки продовольствия почти все прибывшие стрельцы умерли. Татары осадили 
Искер. Но однажды ночью Ермак совершил отчаянно смелую вылазку и разгромил 
осаждавших. Вырвавшись из блокады, казаки на стругах поднялись в верховья 
Иртыша, потом опять спустились, отклоняясь по притокам в глубь ханства, вступая 
то и дело в сражения с кучумовским войском.
      Но на реке Вагай Кучуму удалось заманить отряд Ермака в ловушку, и 
августовской ночью 1585 года казаки были перебиты. Погиб и Ермак. Но сила 
ханства была сокрушена, и для русского государства был открыт путь к 
проникновению в Сибирь. Именно после походов Ермака началась эпоха прохождения 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 185
 <<-